Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

Category:

ВРЕДНАЯ МУЗЫКА

А ведь действительно: музыка влияет на состояние человека, на его внутреннее и даже физическое здоровье – причем не только благотворно. У Александра Константиновича Глазунова даже статейка есть – «О вреде музыки», где он рассказывает о том, что в 1884 году в Байрейте познакомился с неким И. Рубинштейном, музыкантом, который при упоминании имени Рихарда Вагнера преображался, воодушевлялся, а в конце концов под влиянием его музыки – застрелился. Приведу интересную цитату:
«Мне рассказывал Сен-Санс, что к нему приходила очень образованная музыкантша, и когда он сыграл ей из Зигфрида модуляцию трезвучий из ми минора до До мажора, то слушательница упала в обморок. Я сам присутствовал в театре, когда из Праги приезжала группа Неймана ставить Нибелунгов у нас – и на первом представлении вагнеровского творения услышал следующее: отрывок из Золота Рейна начинается аккордом, который длится всего несколько минут. Аккорд до томительности однообразен, и вдруг из какой-то ложи я услышал крики: "Ой, душно, душно, не могу, довольно, прекратите!" Впоследствии я узнал, что с одним из слушателей сделалось дурно.
Скажу вам откровенно, что второе действие Парсифаля на меня действует ужасно раздражающе; прослушав эту музыку, я буквально бредил ею, и до сих пор мне жутко делается, слушая Пасифаля… Подавляющим, почти угнетающим образом действует на меня "Поэма экстаза" Скрябина…»
У Глазунова я не вижу преувеличений. Я знаком с выпускницей консерватории, посвятившей себя работе в церковном хоре. Когда зашёл разговор о музыке, она сказала, что музыку (не важно, светлую или глубоко драматичную) – почти не слушает: музыка задевает у неё такие глубокие струны души, столько спрятанного в этой душе от других людей и даже от самой себя, что на переживание прослушанного произведения уходит не менее чем полдня. А где взять эти полдня, при нашей-то занятости…
Tags: мемуары, музыка
Subscribe

  • МАРУСЯ В ПЕРЕВОДЕ

    Из последнего письма: «Эмиль, прости, я не могу вспомнить имени того старого румына, который подсел ко мне в Бухаресте. Он говорил, что до войны…

  • ВНОВЬ ЗА ЧТЕНИЕМ КИРИЛЛА КОВАЛЬДЖИ

    Трудно что-то новое сказать о Кирилле Ковальджи, я ведь столько о нём писал... Повторения неизбежны, но о его книге, первой посмертно изданной, кому…

  • ПРИВЕТ ИЗ ЗАПИСНОЙ

    На сайт «Читального Зала» попал московский альманах «Муза», и некоторые материалы можно теперь прочесть в электронном виде. В номере 32 я увидел…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments