Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

Category:

ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ

Чтобы далеко не ходить – ещё одно высказывание философа о живописи: умное, искреннее, прочувствованное (вот что важно). Из эссе Сергия Булгакова «Труп красоты», речь о Пикассо.
«То, что он пишет, производит впечатление подлинных видений, хотя и не высшего, но всё же запредельного мира. И вместе с тем совершенно ясно ощущается тление, запах разлагающейся плоти, распадающегося физического плана, через утончившуюся толщу которого маячат и пляшут астральные чудовища, живые воплощения человеческих страстей… В кубизме всё… становится вещным, составным, мертвеет и разлагается… Поэтому-то тела лишены… теплоты, красочности, красоты, а сохраняют только геометрическую, механистическую природу. Поэтому же так слабо ощущается здесь различие между натурой живою и мёртвою, которое не уловляется геометрией, и становится понятным особенное пристрастие кубизма к nature morte. [Через] “физический план”… что-то просвечивает, но тяжестью своей он это только заслоняет. Отсюда мистическая, зловещая, демоническая т я ж е с т ь этих бутылок, бокалов, плодов, и долго смотреть на них без мистического головокружения… невозможно».
о. Сергий жёстко анализирует картины Пикассо с точки зрения духовности, связи с природой, и ему, конечно, не до того, чтобы видеть в них расширение возможностей нашего взгляда на изображаемые предметы, видеть их свойства, которые невозможно отразить «классическим» путём. Да, может быть и так: от этих сдвигов плоскостей, форм и объёмов может закружиться голова. Но это «здоровое» головокружение. Вот, например, с детства любимая картина Аристарха Лентулова (он, как и другие представители «Бубнового валета», дальше раннего кубизма не пошёл) – «Василий Блаженный», разбитая на отдельные красочные фрагменты: своего рода динамичный цветной узор, в котором виден, по-моему, не только знаменитый собор одновременно с разных сторон, но видна и вся старая Москва. («Видна» – словно неточное; лучше – «ощущаема»).
А вообще – художник Наталья Гончарова (современница Лентулова) говорила, что кубизм зародился ещё в древности: каменные бабы – чем не кубизм! Вроде как шутка, но с долей правды: Гончарова не один год проявляла интерес к первобытным истуканам.
Но само собой – всё это дело вкуса.

Tags: живопись
Subscribe

  • ДУРНОЙ ТОН

    – Как только захочется тебе возразить кому-то, – строго сказал мне Юрий Кувалдин, – так вспомни о том, что ты воспитанный человек, которому известно,…

  • РАВНОДУШИЕ КАК РАВНОВЕСИЕ

    Юрий Кувалдин, словно забыв о моем присутствии, остановился и долго смотрел на пруд: сначала мне показалось, что сосредоточенно, но потом я уловил в…

  • ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД

    Из дневника Юрия Кувалдина; запись от 25 сентября 2019 года. «Как надо приходить в редакцию? Лучше всего с вяленым лещом и бутылью домашнего,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments