Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

Category:

КАЧЕСТВО БРАМСА

Показательная цитата из Чайковского о Брамсе:
«В музыке этого мастера есть что-то сухое, холодное, туманное, неопределённое, отталкивающее от него русское сердце. … Слушая его, вы спрашиваете себя: глубок Брамс или только хочет подобием глубины замаскировать крайнюю бедность фантазии… Никак нельзя, слушая Брамса, сказать себе, что это музыка слабая, вполне незначительная. Стиль его всегда возвышен… он не прибегнет к внешнему эффекту, не попытается удивить, поразить какой-нибудь новой, блестящей оркестровой комбинацией; никогда также не встретите вы у него банальности или подражательности; всё это очень серьёзно, очень благородно, по-видимому, даже самостоятельно, - но во всё этом нет самого главного, нет красоты!»
Жестокие слова человека в высшей степени доброжелательного, внимательного, терпеливого: «Только через многократное прослушивание, – писал Пётр Ильич, – и уясняются качества… музыкального произведения. Очень часто то, на что в первый раз не было обращено достаточного внимания, при вторичном исполнении вдруг поразит и неожиданно очарует вас».
Но это сказано не о Брамсе. Как же такое чуткое ухо не расслышало красоты у Брамса? Одно из моих любимых произведений всей мировой классики – соната для скрипки и фортепьяно; оно напевно, романтично, взволнованно… Люблю и песни Брамса: да, они сдержанные, но очень благородные, с тонкими переходами. 1-ю симфонию могу слушать бесконечно… Возможно, Чайковскому не хватало полноты душевной открытости, полноты выражения радости или горя. Отчасти могу понять: недавно я переслушал 3-ю и 4-ю симфонию – и вспомнил, что и раньше увязал в них как в трясине: Брамс словно затягивает развитие своего замысла, топчется на одном месте, придвигается еле заметными шажками, потом отступает – и в конце концов всё сводит на нет. О чём он в это время думал, что чувствовал? – я не смог понять. Может, именно такие образцы вызывали и у Чайковского досаду, – а остальное он воспринимал как случайные удачи?
Что же касается песен Брамса в исполнении Александра Кипниса – баса уникального тембра, богатого оттенками (диск, многократно мной в юности прослушанный), – я в своё время почти выучил их наизусть. Они были записаны в середине 30-х годов, когда этот певец русского происхождения жил в США.
«Напрасная серенада», Джералд Мур, ф-но
https://www.youtube.com/watch?v=aZ2Aa8N5uvg
Tags: музыка
Subscribe

  • ИЗ ЗАПИСОК КОМПОЗИТОРА

    Ещё из книги Валерия Гаврилина «О музыке и не только…: Записи разных лет». 1970-е: В. И. Белов – чистая литература… У него нет сюжета, ситуации, в…

  • ЛАДОНЬ ПРИРОДЫ

    Написал отзыв о книге Сергея Соловьёва. Поэтика своеобразная; но я сейчас не об этом. Одно стихотворение напомнило мне о дневниках Фёдора Абрамова.…

  • УПРЯМЫЙ ЦЕНЗОР

    Журналист, редактор и литератор Григорий Елин, прочтя выдержки из воспоминаний о Фёдоре Абрамове, которые я приводил, написал мне: «Дважды…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments