Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

Category:

ТЕОРИЯ ОСВЕЩЕНИЯ

Вдруг подумал: а жив ли Виктор Иванов? Народный художник СССР, картины которого, сдержанные по тону, но всегда динамичные, всегда лиричные, хранятся в Третьяковке, Русском и других музеях (а в знаменитой галерее Уффици, что во Флоренции – его автопортрет), – родился ведь в 1924 году! Мне посчастливилось с ним общаться в редакции журнала «Слово», в котором я печатался с начала 2000-х. Готовилась для журнала большая беседа, и он сначала скромно уверял, что разговаривать с ним будет неинтересно. Куда там! – только слушай и запоминай. Особенно впечатлила теория Виктора Ивановича.
– Все два с лишним века, что существует в России академическое художественное образование, живописи учат неправильно. Постараюсь объяснить. Как нас всегда учили? – предметы освещаются серебристым светом, затем идёт полутон – он холоднее, тень тёплая, и горячий рефлекс. Но ведь в природе это не так! Свет – не серебристый. Он никакой. Он только вызывает цвет предмета. Полутон – да, холоднее света, тень же имеет тенденцию к похолоданию, а не к потеплению. И лишь синий и зелёный цвет не переходит в более холодные.
«Чем света больше, тем светлее» – именно так нас учат. А всё совсем иначе: чем больше света, тем цветнее! Вот почему часто художники красным цветом закрасят холст, а свет делают просто белее, и получается что-то рвотное. И когда возникают такие явления, как Александр Иванов или Суриков – все потрясены. Но Александр Иванов много лет потратил, чтобы прийти к правильному пониманию законов живописи, а Суриков от рождения встал на верную ногу. Я же встал неправильно, и только спустя время это осознал.
– И что, никто вас не опровергал?
– А нечем крыть. Да толку, что нечем... Был случай: я изложил свою теорию Алексею Михайловичу Грицаю, но у него голова совсем по-другому устроена. Выслушал, а на следующий день запретил сыну, тоже художнику, со мной видеться.
.. А я-то удивлялся: у художника, местом вдохновения которого служит рязанская земля (там у Виктора Иванова мастерская), так заметно проявляются традиции русского модерна и авангарда наряду с советским «суровым стилем», испытавшим влияние итальянского неореализма.
Так вот: Виктор Иванович Иванов – жив. Глядишь, доживёт до 96-летия (2 августа), а может, и до ста. Но на то – не наша воля…

Возвращение с лугов, 1999


Автопортрет



Нюра Меркулова, 1969


Исады

Tags: живопись
Subscribe

  • ДОРОГОЙ ТЕНЕЙ

    В конце января прошлого года меня встревожило таинственное стихотворение Максима Лаврентьева (сегодня. кстати, день его рождения): он, значит, до…

  • НУ ВОТ: ТЕПЕРЬ И КНИГА-СИГАРЕТА ЕСТЬ

    Наверное, все всё понимают, но почему-то делают вид, что так и должно быть. Я опять о современной критике. Вот только совсем недавно снова ворчал…

  • ПРОГУЛКИ МАКСИМА ЛАВРЕНТЬЕВА

    Максим Лаврентьев любит бродить по садам и паркам, где волшебно пахнут жёлуди и листва осыпана дождём, любит беседовать насмешливо со скульптурами,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments