Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

Categories:

БЛОКАДНЫЙ РИСУНОК

Вот сколько слов о советском изобразительном искусстве вызвал у меня купеческий дом в городке Кадников, связанный с именем народного художника СССР Алексея Фёдоровича Пахомова! Ну и напоследок ещё несколько предложений.
Война застала его в родной вологодской деревне, и он рванул в Ленинград – за указаниями: что делать для войны? Там ему ответили: писать плакаты и открытки, дежурить на крышах и в Союзе художников, рыть противотанковые рвы, быть донором. Переживая холод и голод, Пахомов почувствовал острую потребность в своей работе. В то, о чём он пишет, обычному человеку понять трудно: ходил в детский сад, в больницу и…в морг! «И вот тут в морге я увидел много, очень много обнажённых человеческих тел, людей, погибших от голода, бомбёжек и обстрелов… Я ежедневно в светлые часы ходить рисовать в морг. Я совсем не старался изображать ужасы войны, я рисовал человеческое тело с любовью и жалостью к нему, однако все, кто видел эти мои рисунки, находят, что впечатление от них страшное и что показывать на выставках их не следует».
Одна из самых известных работ Пахомова – «За водой»: как и прочие блокадные рисунки – это не подсмотренный сюжет, а собирательные образы. Чтобы сцену сделать именно блокадной, «недостаточно было показать душевное состояние людей»: все прочие составляющие этой сцены были «разборчиво отобраны по признаку их особой специфичности… И не только типичный, знакомый всем ленинградский пейзаж, вмёрзший в Неву военный корабль, но и… белая нарядная юбка на девочке и сочетание ватных брюк и фетровых бот на женщине».
Литография получилась не сразу. Образ профессора, несущего коромысло, показался художнику не выражающим правды жизни: мужчины редко встречались на улицах (в основном женщины и подростки). Заменив мужскую фигуру на женскую и рядом изобразив девочку, льющую воду в бак, он понял, что люди получились «слишком городскими, хрупкими и изящными». Будет ли зритель им сострадать? – скорее подумает: это городские неженки, пусть привыкают. «Значит, надо показать людей нормальных, выносливых, но исхудавших, истощённых голодом».
Так, через неудовлетворённость, недовольство собой нащупывались художественные способы передать пульс фронтового города, его настроение.

Tags: живопись
Subscribe

  • ФИЛОСОФИЯ ПОД ВОДКУ

    Из воспоминаний прозаика Инны Иохвидович, уроженки Харькова, о Борисе Чичибабине: «Через Харьков на Москву, из Крыма, раз в год проезжали добрые…

  • НЕВЫРАЗИМОЕ

    Встреча с Зинаидой Миркиной и Григорием Померанцем – это не только встреча конкретным летним днём 2011 года. Это – встреча нескончаемая, ежедневная.…

  • ПОЮЩИЙ СВЕТ

    В новом выпуске журнала «Этажи» – три материала, посвящённые памяти Григория Померанца и Зинаиды Миркиной. В том числе и мой. Но честное слово,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments