Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

Category:

ВОЗВРАЩЕНИЕ К РЕАЛИЗМУ

Ещё несколько слов об Алексее Пахомове, несколько графических работ которого выставляются в музее городка Кадников Вологодской области. И не только о нём, а о так называемом «советском искусстве». Сейчас некоторые слово «советский» воспринимают как нечто закованное в кандалы и лишённое воздуха; это чушь. Вот взять живопись; мне крайне интересно об этом поговорить.
Трудность художников послереволюционного времени ведь состояла в том, что они (бывшие ученики, которые переходили из одной мастерской в другую, знакомясь с разными течениями) отвергали «устаревший» реализм. И вдруг – время потребовало реалистичности! Что делать, кто научит? Приходилось до всего доходить самим.
Вот пример. Если искусство прошлого изображало красоту женского тела, то тело это должно было быть белым, а сама женщина – сидящей, полулежащей, стоящей, созерцательной, в какой-то интимной обстановке и среди каких-то драпировок. Да, прекрасно. Но в советскую эпоху всё изменилось. Люди устремились под солнце: на пляж, на траву, на крыши, в свои сады и огороды; многие стали спортсменами. Загар, который в прежние времена воспринимался как нечто вульгарное, теперь стал привлекательным. Из интимной обстановки живописцы «выводили» женщин в общественные места; и как ни посмотришь – все они в основном в движении: кто одевается, кто раздевается, кто выжимает волосы, кто вытирается после купания… Одним словом, все чем-то заняты и, не сознавая своей красоты, не демонстрируют её.
Взять Пахомова. Он отказался от последствий постимпрессионизма – например, от послесезанновского «Бубнового валета»; отказался от символизма, которого придерживалась «Голубая роза», и понял, что необходимо учитывать закономерности строения человеческого тела, законы его движений и пропорций. Чтобы представить человека не только как сюжет, но и как источник радости – в пластическом и стилистическом её выражении, – даже традиции античности и Возрождения оказались ему не в помощь.
Теперь вопрос: а насколько «реален» бывал этот реализм? У Пахомова есть картина «Уборка кукурузы». Она была написана на юге России, в коммуне, основанной вернувшимися из Америки выходцами из России (перед отъездом они сбросились по 500 долларов на тракторы, комбайны и другие сельскохозяйственные машины американского производства).
В записках Пахомова я нашёл интересное место, оно даёт представление о нелёгких задачах живописца:
«То я бежал за трактором, то взбирался в кабину водителя, то снова бежал, то устраивался на прицепе, то лез на молотилку, то был среди подающих снопы. Я искал точку зрения – чтобы в композиции люди и машины были в нужной мне взаимосвязи. Надо было найти такую меру детализации, чтобы машина была и правильно изображена и одновременно являлась художественным элементом картины».
То есть художнику необходимо было найти масштабное соотношение человека и машины, нужные поворот и ракурс: чтобы машина не вытесняла человека!
Вот тебе и «реализм»! Настоящая живопись всегда остаётся верна себе: она не копирует – она создаёт, творит; а если говорить о карандашном наброске с натуры, то рисунок этот – всегда художественное преображение этой натуры.





Tags: живопись
Subscribe

  • ТРИ МЫСЛИ

    Поэт Валерий Черешня, петербуржец – для меня образец мудрого, мыслящего человека; большая радость читать его дневниковые записи (или записные книжки…

  • КРОВАВАЯ СКАМЬЯ

    Сотрудник казачьего музея станицы Еланской, потомок уральских казаков, своей внушительной седой бородой похожий на монастырского старца, Юрий…

  • РУКА В ГИПСЕ

    И последний фрагмент из воспоминаний посла Г.А. Ивашенцева: «У русских славная история. Русским не в чем каяться перед миром. Русские не разрушали…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments