Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

Categories:

ВСТРЕЧА С АЛЕКСЕЕМ ПАХОМОВЫМ

В Кадникове, на доме купца Лобачёва, где ныне музей, табличка: «В этом доме в 1918 году работал учителем рисования действительный член Академии художеств СССР, народный художник СССР, профессор Пахомов Алексей Фёдорович (1900 – 1973)». Вот так встреча!
Алексей Пахомов родился в вологодской деревушке. В доме всегда была бумага: отец служил старостой, и мальчик увлёкся рисованием, о чём пошла молва по окрестностям. Однажды через деревню проезжала тройка с бубенцами; из неё вышел барин Зубов, зашёл к Пахомовым и попросил показать ему рисунки. После чего пригласил Алексея приходить в своё имение.
По окончании земской школы Зубов отправил Пахомова учиться за казённый счёт в высшее начальное училище. В своих записках Пахомов вспоминал: «Все четыре года моего учения в Кадникове я страдал от недоедания, и с тех пор моё беспечное детство в отчем доме навсегда стало казаться мне самым счастливым и поэтичным временем, и эта поэтизация детства в дальнейшем стала главным мотивом в моей работе. Ко времени окончания кадниковского училища по инициативе предводителя дворянства, любителя искусств, в прошлом актёра Ю. Зубова (отца того барина), была устроена подписка среди кадниковской интеллигенции, и на собранные деньги меня направили учиться в Петроград».
Пахомов осваивал разные техники; прежде всего усвоив, что натуру надо не копировать, а понимать, из чего слагаются формы человеческого тела. Отвлечься от освещения, ощупать взглядом объём, осветить его лучами своего глаза, оставив светлыми поверхности объёма предмета и затемняя то, что от него удаляется. То есть – словно бы извлекать натуру из воздушной среды и перекладывать её на бумагу до эффекта осязаемости. Не делать из картины зеркало, иллюзорно показывающее мир, а представлять её как плоскость, на которую кладутся краски и линии, изображающие увиденное и почувствованное (не скрывая от зрителя, что это всего лишь изображение).
Пахомов прошёл через постимпрессионизм, кубизм, супрематизм, систему контррельефа, через искусство Возрождения и Древней Руси… и на последнем, пожалуй, остановился, поскольку воспринял его как близкое стилю современной ему эпохи (поэтическая приподнятость, уважение и любовь к человеку, теплота чувств).
Конечно, это был истинно советский художник (к тому же удостоенный Сталинской премии); но к искусству прилагательные неприменимы. Надо будет ещё что-нибудь написать о Пахомове, раз уж я столкнулся с ним.




Помощница (1962)


Жатва (1929)


Маленькая швея (1957).


Молотьба (1930)

Tags: Вологда, живопись
Subscribe

  • ТРУДНАЯ ЖИЗНЬ

    Вечером зашёл в огромный магазин «Солнечный круг»; там есть отдел, где нарезка, где укладывают в контейнеры еду домашнего приготовления. Покупателей…

  • ЭПИДЕМИЯ

    Вчера соседка по подъезду: – Давно ты видел Марью Степановну? Я давно; наверное, к сыну уехала; там же у неё проблемы… знаешь же… – Да знаю, сын –…

  • ПРОСТЫЕ ФОБИИ

    Читаю рассказы проживающего в Америке Макса Неволошина – как правило, короткие, сюжетные – и притом психологичные; и вот – «Фобии», где автор…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments