Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

Category:

КОМПОЗИТОР-ДРАМАТУРГ

30 января исполнилось 120 лет со дня рождения Исаака Дунаевского.
У меня есть несколько писем от Наума Шафера – музыковеда, литературоведа, специалиста по его жизни и творчеству: в конце 90-х мы обменивались дуг с другом ценными сведениями, Конечно, речь заходила и о Дунаевском; гениальном композиторе с симфоническим мышлением.
Слава Дунаевского началась с «Весёлых ребят»: до этого имя композитора было известно лишь в узких кругах. Леонид Утёсов сделал на него ставку – и не прогадал.
Однажды в моём университете задумали вечер самодеятельности; две однокурсницы подготовили песню «Каким ты был»; я даже слышал, как они её репетировали. И вот они выходят на сцену и объявляют: «Русская народная песня!» Я схватился за голову. Так ведь потом и виноват был: «Что ж ты нам не сказал, что это Дунаевский?!»
В одном из писем Шафер сожалел, что этого «народного» композитора иногда обвиняют в том, что он воспевал тоталитарный режим – что совсем не так, Дунаевский по природе своей был открыт радости и совершенно чужд коллективизму чувств: он не мог писать музыку о каких-то людях вообще, – только о конкретной личности, поскольку был прирождённым музыкальным драматургом. После постановления ЦК, разгромившего в музыке «кабацкую лирику» и интимные чувства, Дунаевский впал в немилость. Вот переданная Шафером цитата из его выступления того печального времени в одной из консерваторий:
«Недавно ко мне обратились школьницы 8-го класса с просьбой написать песню об их классе, но я не могу писать песню о советском школьнике вообще. Я не понимаю этого. Что такое школьник? Советские школьники бывают разные – хорошие и плохие, чистые и грязные, отличники и не отличники, и раз нет конкретного образа, я писать музыку не могу».
Или ещё:
«Меня просили о балете для Большого театра; но как писать о колхозной электростанции?»
Однажды в журнале «Советское искусство» (орган Комитета по делам искусств) Исаак Осипович прочитал интервью с Клавдией Шульженко, которое заканчивалось так:
«Мне очень хочется воспеть в новых лирических песнях вдохновенный труд создателей великих сооружений коммунизма»; одним из желаемых композиторов был назван Дунаевский. Исаак Осипович был удивлён: Шульженко не могла такое сказать! Певице позвонил его импресарио – после чего кратко передал суть ответа Шульженко: «Я не предполагал, что эта очаровательная женщина умеет так крепко выражаться. Не решаюсь передать, как она обозвала “Советское искусство”»
Что же написал Дунаевский для Шульженко? Однажды он наиграл вальс, который показался ей виртуозной пьесой, не требующей слов. «Вот пусть песня и называется "Молчание"!», – решил Исаак Осипович. Вскоре Михаил Матусовский сочинил слова.
В этом видео (1954 года) за роялем – Вадим Людвиковский. Кстати 23 апреля будет 95 лет со дня его рождения.
https://www.youtube.com/watch?v=CWB8zCD8sV8&fbclid=IwAR0LQVkY4W4tZaCT3hidpOIbeJOEdm19iAbj2sHm-f1PflHw4vE0oY4Dvds
Tags: ретро
Subscribe

  • НЕ ТЕ «ЖУРАВЛИ»

    Дело было в Таганроге, мы присели на скамейку на набережной. Спросив – можно к вам подсесть на пять минут? – пожилой человек с нами разговорился.…

  • ВЕЛИКИЙ НАРОДНИК

    В 1988 году фирма «Мелодия» выпустила долгоиграющий диск, составленный из записей 1911 года: Великорусский оркестр Василия Андреева. По качеству…

  • ИНИЦИАТИВА ЛЮДМИЛЫ ЛЯДОВОЙ

    Сегодня день рождения Людмилы Лядовой, блестящего мелодиста; она трёх недель не дожила до своего 96-летия. Но я сейчас не о композиторском её даре, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments