Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

ГАВРИЛИНСКИЙ ДОМ

Из окон дома в Перхурьеве, где жила Клавдия Михайловна Гаврилина с сыном, будущим композитором Валерием Гаврилиным, открывался вид на церковную громаду соседнего Воздвиженья; деревни соединялись просёлком – всего метров 300 длиной; приблизительно столько же оставалось до Кубенского озера.
Мать Гаврилина работала директором детдома, который вместе со школой разместился в той самой церкви; согласно воспоминаниям Гаврилина, в здании был ещё и третий этаж, куда под купол, сохранивший старинные росписи, залетали голуби.
В1950-м Клавдию Михайловну осудили по доносу; родных у ребёнка не было (отец погиб на фронте в 42-м), и его перевели в один из интернатов Вологды; а в квартиру вселились новые хозяева.
2 января Николай Сайкин, на энтузиазме которого держится восстановление старинной дворянской усадьбы Спасское-Куркино (моя зимняя «резиденция»), посвятил мне целый день, прокатив по селениям близ Кубенского озера. Проехав поворот на одноимённое село, отмеченное всевидящей колокольней, мы рванули по чёрной трассе «Вологда – Кириллов», пополам перерезающей заснеженные поля с куцыми перелесками. Каких-то восемь-девять километров и вдруг – неужели? – вот они: слева Перхурьево, угадываемое по красноватому деревянному дому с белыми как снег наличниками, справа – Возвиженье с громадой церкви.
Свернули налево: да, точно, гаврилинский дом: вот и памятная доска. Только уж обшивка больно свежая.
На стук вышел пожилой добродушный хозяин, представился Алексеем. Рассказал, что до Гаврилиных в доме жил священник; что здание долгие годы выглядело ветхим; четыре года назад он обшил его новой вагонкой и заказал наличники. Памятную доску установили в 2018-м, в преддверии юбилея композитора. Школа, работавшая в здании церкви, закрылась 30 лет назад – со смертью директора; тогда же начались восстановительные работы по возвращению церкви её первоначального вида.
А потом мы подъехали, насколько это позволили снежные заносы, ближе к церкви Воздвижения Креста Господня.
Деревня, занесённая снегом, не издавала ни звука. Снегом был завален и обширный церковный двор. Суровость массивного здания смягчалась двумя ярусами прямоугольных окон и верхним ярусом круглых подкупольных, а также папертью в виде ротонды. А второй, фигурный ярус колокольни, увенчанный шпилем, мне сразу напомнил вологодскую церковь во имя Варлаама Хутынского, покровителя города. Конечно, Воздвиженскую с изящной и лёгкой вологодской не сравнить: тяжеловесна, грубовата, массивна как крепость; задуманная, видимо, как вариация провинциального барокко, она не раз перестраивалась в угоду новомодной классической традиции. Но разве мастера тех лет, нарушавшие первоначальный замысел, способны были лишить её возвышенности и одухотворённости? Да они просто не знали, как это делается.
Вот тебе и неожиданная встреча с Валерием Гаврилиным!









Tags: Вологда, музыка
Subscribe

  • СВОЕНРАВНАЯ КРАСОТА

    Снова скажу о Константине Андреевиче Сомове, одном из основателей знаменитого художественного объединения «Мир искусства», и не о его замечательной…

  • ПОЧТИ ДВОЙНИК

    Рассказал старейший журналист Николай Андреев. «В 1971 году хоронили Твардовского. Гроб был выставлен в Центральном доме литераторов. Милиции был…

  • ПОЧТЕНИЕ К ПОЭТУ

    Когда встречаешь такое почтение к поэту – памятник в центральном скверике, улица и школа его имени, мемориальный дом-музей, ежегодные праздники, –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments