Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

Category:

ВЕЧЕР У НИНЫ КРАСНОВОЙ

ЭМИЛЬ СОКОЛЬСКИЙ В ПЕРОВЕ ПЕРЕД НОВЫМ ГОДОМ

1.

Перед Новым годом опять приехал в Москву достославный писатель, литературовед и ещё и музыковед Эмиль Сокольский. По пути из Ростова-на-Дону в Вологду.
Мы не виделись с Эмилем несколько лет, общались только по фейсбуку. И решили, наконец-то, встретиться и встретились – у меня в Перове, где когда-то мы с ним и с Толей Шамардиным и с поэтессой Александрой Ирбе отмечали Рождество, а теперь отметили приближение Нового года.
«Посиделки» у нас превратились в праздник памяти Толи Шамардина, а заодно и нашего друга, Валерия Сафошкина, коллекционера старых пластинок, который в своё время выпустил кассету Анатолия «Золотые россыпи романса» в золотой серии с Лемешевым, Козловским, Козиным, Петром Лещенко, Изабеллой Юрьевой… в такой вот избранной компании.
Выпили мы с Эмилем водочки под названием «Русская валюта» – и за Толю, как за живого, и за Сафошкина, как за живого… И слушали на магнитофоне песни народов мира и русские романсы в исполнении Толи, и его авторские песни на мои стихи, на стихи Бокова, Старшинова, Кешокова… «Посиделки» наши превратились и в праздник памяти и этих поэтов, которых мы с Толей знали лично, а Эмиль заочно…
Ни с кем и никогда я не слушала Толю так много, как с Эмилем Сокольским, не одну песню, а двадцать или тридцать,.. целый концерт в нескольких отделениях. Причем Эмиль наслаждался и голосом, и пением Толи не меньше, чем я. Он наслаждался ещё и как музыковед… а не просто как человек, любящий высоко музыкальное искусство.
– Таких голосов уже не выпускают… Таких голосов больше нет, – говорил он и вслушивался в каждый звук, во все интонации и переливы Толиного голоса… – Вот здесь у Толи мажор переходит в минор… А здесь минор переходит в мажор… А здесь опять мажор переходит в минор… Боже, как это прекрасно! Какое счастье слушать Толю! Я счастлив!
– И Толя счастлив! Он слышит всё, что ты говоришь о нём. Он счастлив, что мы слушаем его и восхищаемся им…
– Толя с нами. Я чувствую здесь его присутствие, – говорил Эмиль, глядя на портреты Толи… – Он здесь не только на своих портретах. Он – сам здесь…
- Я тоже чувствую это…

2.

Послушали мы с Эмилем и песни в исполнении британского певца Эла Боулли, диск которого Толя крутил нам тогда, на Рождество…
Послушали мы и Толиного кумира Михаила Александровича – песню «Синьорина, что всем так мила», и коронную «Гитара романа», о которой Александрович сказал когда-то: «Анатолий Шамардин поет её даже лучше, чем я».
Послушали мы и солиста джаз-оркестра Коламбия – Антанаса Шабаняускаса, и солистов джаз-оркестра Цфасмана… Эмиль прихватил с собой из дома ноутбукчик и оттуда и вытаскивал их… А потом и сам запел – «Санта Лючию», поднявшись на стул, как на сцену. Толя когда-то услышал Эмиля, как он поет старинные романсы, и очень удивился этому и сказал, что у Эмиля очень красивый голос: «Я и в оркестре Утесова работал, и в филармониях, я слышал разных певцов. Мне редко чьи голоса нравятся. Хороших певцов много, но красивые голоса – далеко не у всех. А у Эмиля – красивый голос».
Между прочим, Эмиль в своем Фейсбуке пишет очень интересные истории о певцах мирового уровня, и наших отечественных, и зарубежных, которых не все знают в нашей стране, или о тех, которых знали, но забыли, или о тех, кого недоузнали в свое время.
Мы с Эмилем договорились, что он будет вести в альманахе «Эолова арфа» рубрику имени Анатолия Шамардина «Голоса и судьбы». Эта рубрика была учреждена в журнале «Юность» в 2014 году, но никто не смог вести её. Эмиль во всем литературном мире – единственный, кто сможет это.

3.

Я подарила Эмилю свою книгу об Анатолии Шамардине «Золотой самородок из Хасаута-Греческого», экземпляр для Эмиля и экземпляр для библиотеки Ростова-на-Дону. А Эмиль подарил мне банку абрикосового варенья, приготовленного из экологических чистых абрикосов, по всем правилам кулинарии.
Кстати сказать, Эмилю очень понравились мои щи по солотчинскому рецепту, которые я подала к столу. Эмиль ел и нахваливал их и просил добавки, и мне как хозяйке было это приятно. Толя очень любил мои щи и хотел, чтобы я варила их каждую неделю. Когда-то такими щами я кормила и Астафьева и его друзей, главного редактора журнала «Студенческий меридиан» Юрия Ростовцева и оператора Анатолия Заболоцкого, которые приезжали ко мне в гости. Астафьев говорил тогда: «Никто не готовит щи лучше Нины! А чтобы они были еще вкуснее, надо крошить в тарелку зелёный лук, причём не резать лук ножом, а рвать руками по кусочкам». Ели мы у меня дома такие щи и втроём с Виктором Петровичем Астафьевым и Толей Шамардиным… И слушали Толину кассету «Время Нежностей»… А потом Толя и Астафьев пели романс «Гори, гори, моя звезда», а я подпевала им. Виктор Петрович сказал тогда: «Мне хватило тридцати минут поговорить с Толей, чтобы понять, какой он. Хороший, хороший малый… И какой талантливый! Я буду слушать его кассету у себя в Сибири, со своей внучкой Полечкой. Чтобы она привыкала к настоящему искусству и чтобы у нее развивался хороший музыкальный вкус».
Выпили мы с Эмилем и за Астафьева, как за живого. И опять за Толю, как за живого, чокаясь – я маленькой, в полглоточка, рюмочкой, а Эмиль маленьким, в два глоточка, граненым стаканчиком. И за наступающий Новый год.
1 – 2 января 2019 г.,
Москва

Tags: Нина Краснова
Subscribe

  • МАРУСЯ В ПЕРЕВОДЕ

    Из последнего письма: «Эмиль, прости, я не могу вспомнить имени того старого румына, который подсел ко мне в Бухаресте. Он говорил, что до войны…

  • ВНОВЬ ЗА ЧТЕНИЕМ КИРИЛЛА КОВАЛЬДЖИ

    Трудно что-то новое сказать о Кирилле Ковальджи, я ведь столько о нём писал... Повторения неизбежны, но о его книге, первой посмертно изданной, кому…

  • ГЛУХАЯ ПЕСНЯ

    Музей в станице Ленинградской, который находится в здании бывшей станичной управы, в целом любопытный (предметы домашнего обихода кубанских казаков,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments