Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

Category:

КОМПОЗИТОРЫ И ДИЛЕТАНТЫ

В детстве я смотрел телепередачу с Леонидом Утёсовым и запомнил его слова: «Сочинит сейчас кто-нибудь мелодию на трёх аккордах – и уже композитор! Значит – и Чайковский композитор, и какой-нибудь Тютькин – тоже композитор. А помните – в XIX веке были Варламов, Гурилёв, Булахов? (Утёсов назвал авторов знаменитых романсов «Гори, гори, моя звезда», «На заре ты её не буди», «Раскинулось море широко», «Вдоль по улице метелица метёт»…) Так ведь их не звали «композиторами». Их звали «дилетантами»!
Читаю сейчас о Глинке, и вдруг такой прекрасный фрагмент; пишет один из тех самых модных «дилетантов» – Николай Алексеевич Титов, – без высокомерия, без зависти, зная своё место (кстати, он старше Глинки на четыре года):
«Хотя много появлялось сочинителей, но особенно замечательных талантов не было. С появлением же романсов Михаила Ивановича Глинки и Александра Сергеевича Даргомыжского все мелкие таланты затмились. Глинка и Даргомыжский приобрели неувядаемую славу на музыкальном поприще. Сочинения их отодвинули на задний план все романсы предшественников. Хотя романсы Варламова и мои продолжали ещё иметь успех, но они далеко уже отстали в аккомпанементе и разнообразии характеров… Конечно, между многими из старых романсов есть прекрасные мелодии, но отделка бедна, аккомпанемент вообще очень прост, незамысловат и без малейшего варьирования. Мы писали один и тот же аккомпанемент на все куплеты романса, а они же аккомпанемент разнообразили, придавая каждому куплету особый характер».
1 июня исполнилось 215 лет со дня рождения Михаила Глинки.
https://www.youtube.com/watch?v=y-_gULx9k3Q&fbclid=IwAR1dQriKDK_r89E8v7XOJfvD1yYwuLvHpL3zA7J24chIJdJZ2FEq1Slqt2E&app=desktop
Tags: музыка
Subscribe

  • ДУРНОЙ ТОН

    – Как только захочется тебе возразить кому-то, – строго сказал мне Юрий Кувалдин, – так вспомни о том, что ты воспитанный человек, которому известно,…

  • РАВНОДУШИЕ КАК РАВНОВЕСИЕ

    Юрий Кувалдин, словно забыв о моем присутствии, остановился и долго смотрел на пруд: сначала мне показалось, что сосредоточенно, но потом я уловил в…

  • ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД

    Из дневника Юрия Кувалдина; запись от 25 сентября 2019 года. «Как надо приходить в редакцию? Лучше всего с вяленым лещом и бутылью домашнего,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment