Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

Category:

В ЧЕСТЬ РУБИНШТЕЙНА

Не так давно поэт и критик Евгений Коновалов сообщил мировой общественности о том. что я посетил его ярославскую квартиру и устроил «целый вечер классического русского романса». Немного поясню: незадолго до этого Евгений соединил свою жизнь с прекрасной избранницей, солисткой городской филармонии. Разумеется, общались мы на сей раз втроём; разговор клонился к музыкальным темам (область, не очень известная Евгению, но, по понятной причине, особенно сейчас немало его интересующая). Избранница наполнила мне до краёв тарелку куриным супом (хоть я уже давно не студент-скиталец, да и ситуация с кафе-столовыми сейчас везде благополучная, но всё равно – как приятно само направление мысли: раз гость приехал издалека, его надо накормить!), ну а потом я пообещал, что только не раньше чем после третьей рюмки смогу достойно помянуть юбиляров этого года; четырёх имён достаточно: Глинка, Римский-Корсаков, Мусоргский, Рубинштейн. В общем, весело провели вечер! Надо и здесь будет постепенно помянуть всех названных. Да вот прямо хотя бы сейчас. шутка ли – 28 ноября исполняется 190 лет со рождения Антона Григорьевича Рубинштейна, композитора, пианиста и дирижёра.
Из 16-ти его опер репертуарными многие десятилетия были «Демон» и – до революции – «Нерон». В последней есть прекрасная ария – «Строфы Нерона»; но на днях мне довелось узнать, что мелодия «Строф» неизвестна даже преподавателям консерватории. Наверное, это и неудивительно: её сейчас даже в концертах не исполняют. А раньше-то!.. У меня она связывается с певцом прекрасной вокальной школы Львом Клементьевым (его лирико-драматический тенор отменно служил ему безотказно до самого последнего выступления). В 1902 году он впервые выступил в «Нероне», и несмотря на то, что и в других ролях его принимали с восторгом – успеха, равного «нероновскому», он не знал. Скитальческая жизнь при полном пренебрежении здоровьем сократили его дни. Тяжело больной, Клементьев принял приглашение выступить в Тифлисе осенью 1910 года – и не допев арию Ленского, потерял сознание. Через шесть дней он скончался в возрасте 42 лет. Похороны проходили в Александро-Невской лавре при огромном стечении народа; прямо у могилы выдающийся грузинский певец Вано Сараджишвили спел коронную арию Льва Михайловича Клементьева – «О печаль и тоска».
Клементьев впервые записался в 1902 году и услышав результат, поклялся больше никогда не сотрудничать с граммофонным производством. Однако впоследствии сделал ещё девять записей (в 1982 году шесть из них воспроизвели на виниловом диске серии «Из сокровищницы мирового исполнительского искусства»). Они, конечно очень несовершенны; к тому же навязчивый проигрыш рояля и своеобразная манера певца, которая может показаться несколько аффектированной из-за непривычного для современного слушателя произношения, способны отпугнуть нежные уши ревнителей качества звука. Да и ладно.
https://www.youtube.com/watch?v=Zw5ImbR30LU
Tags: музыка
Subscribe

  • ТОЛЬКО НЕ ЗАВТРА!

    Это было первое солнце в году! Правда, оно посветило всего два часа; потом в природу на все оставшиеся дни января вернулся всё тот же обычный…

  • ПАМЯТНАЯ ДОРОГА

    В автобусе «Череповец – Белозерск», наполовину пустом, я сел на одно из задних сидений, и здесь же, в конце устроилась большая семья; детям…

  • БЕРЁЗОВАЯ РАДОСТЬ

    4 января рано утром я отправился из Череповца в древнейший город Севера – Белоозеро, по-теперешнему – Белозерск; дату первого его упоминания я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments