Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

ГЛАВНОЕ ДЕЛО ДИНАСТИИ НАЗАРЬЕВЫХ

Не могу не рассказать коротко ещё об одной ярославской церкви – Рождества Христова на Волге. Она хорошо видна с набережной, пройти до неё – два шага; только вот беда: в объектив бьёт солнце, и чтобы получился нормальный снимок – нужно как-то исхитряться: либо ждать, когда наплывёт облако, либо вписываться в теневую полосу от ствола дерева.
Первые её заказчики – посадские люди Назарьевы, участники народных ополчений. Династия этих купцов совершала торговые путешествия на восток, осваивая индийские земли и Среднюю Азию. Туда возила и своих мастеров: именно они в устье Урала (тогда река называлась Яик) возвели крепость, на месте которой позже возник город Гурьев (по имени Гурия Назарьева). Вот как далеко протянул свои руки Ярославль, – до самого Каспия!
Странно только, что Дружина и Гурий Назарьевы, люди, надо полагать, далеко не бедные, не смогли окончить строительство: не рассчитали с финансами! Дело завершили в 1644 году сыновья Гурия. Объём Рождественской церкви впечатляет: по форме она представляет собой огромный куб на подклете (высоком нижнем этаже) с открытой арочной галереей, радостной папертью и двумя приделами. По характеру её можно сравнить с соседней церковью – Николы Надеина; новшеством стали лишь зеленоватые изразцы на фасаде.
Но что поражает, так это шатровая колокольня, – она стоит рядом, отдельно, одновременно представляя собой самостоятельную церковь. Въездные ворота с двойными арками и висячей гирькой по центру, полуколонны, украшенные декоративными поясками; над ними – открытая галерейка на тонких, похожих на вытянутые вазы столбиках, – всё это – каменная имитация русского деревянного зодчества. Над галереей, словно на постаменте,– тянется к облакам, стремительно утончаясь, шатровая колокольня. Самое диковинное здесь – пожалуй, то, что сразу не бросается в глаза: две башенки по её сторонам, они – словно детские модели колокольни, поставленные для забавы. Зачем такое украшение? – оно вроде и не русское вовсе, а иноземное какое-то… Ответ, скорее всего, нужно искать в восточных путешествиях Назарьевых. Купцов наверняка впечатляли мечети, минареты, медресе; отсюда и «восточные» мотивы, которыми отличаются странные для Ярославля XVII века архитектурные излишества.







Tags: путешествия
Subscribe

  • НОВЫЕ СТРАНИЦЫ ДНЕВНИКА

    Очередная серия моих дневниковых записей, сделанных в 2013 году (петербургский журнал «Зинзивер»):…

  • СОЗЕРЦАТЕЛЬ СЛОВЕСНЫХ ЧУДЕС

    Невероятно, но появилось мини-эссе… обо мне. Там всё хорошие слова. Я на полном серьёзе ко всему этому не отношусь – но на полном серьёзе благодарен…

  • ПРОСТОЕ СЧАСТЬЕ

    Вчера вспомнил Бунина, который написал, что, может быть, счастье – это «сад осенний за сараем / И чистый воздух, льющийся в окно». А сегодня утром –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment