Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

Categories:

ВО ТЬМЕ ДВОРА

5 мая, к вечеру, когда я приехал в Ярославль, тучки разошлись, впервые за несколько дней засветило солнце; всё располагало к прогулке! Однако меня ожидала иная радость – встреча с поэтом Александром Беляковым в пельменной. И вот во время наших посиделок грянул ливень; пробушевав некоторое время, он сменился полным природным успокоением (а назавтра установилось настоящее солнечное лето). Волга лежала неподвижно; огни противоположного берега бросали на воду световые полосы, нервно мигавшие сверкающими пятнышками. Гуляющие по набережной переговаривались вполголоса.
Я подошёл к ограде, за которой во внутреннем дворе белела монументальная древняя церковь; завтра её нужно рассмотреть во всех деталях, ну и сфотографировать, конечно: она была гордостью города, почти легендой.
Со стороны примыкавшего к набережной переулка – тоже не пройти: заперты ворота. Я попробовал отогнуть левую створку – и понял, что при большом усилии можно будет как-то протиснуться вовнутрь. Не поленился пройти «с тыла» – в другой переулок, к арке «сталинского» дома, – но и там запертые ворота: только для жильцов, знающих код. Что ж, придётся чуть повредить первые ворота либо перелезть через ограду, – впервой, что ли? Такой памятник архитектуры – и в заточении!
Церковь Николы Надеина на Волжском берегу (таково её полное название) возвели в 1622 году и, к сожалению, сильно перестроили на рубеже XVII – XVIII веков, исказив облик двухъярусной галереи, лишив здание многих важных деталей, в том числе и четырёх глав; осталась одна, крытая зелёной мерцающей черепицей; тогда же надстроили и колокольню. Теперь можно только вообразить, как она впечатляла на фоне низкой деревянной застройки…
По характеру Никольская церковь, простая и строгая, близка архитектуре Спасского монастыря – исторического центра Ярославля, – да и древнемосковским храмовым постройкам. Скорее всего, над строительством работали мастера из Москвы, в совершенстве владевшая опытом столичного зодчества. И наверняка именно их выбрал заказчик – Надей Светешников, правая рука Михаила Фёдоровича в деле приобретения нужного царскому двору товара. Торговые и промысловые предприятия Светешников держал по всей России, – даже в Якутске! Этот богатейший человек смог позволить себе «наглость» устроить при Никольской церкви Благовещенский придел, по сути – отдельную, личную церковь, где слушал церковную службу в узком кругу приближённых лиц. Неудивительно, что его имя (Надей) закрепилось и за Никольской. (Кстати, в нижнем этаже церкви – семейная усыпальница; там же находился и склад товаров Светешникова).
В будущем мне нужно будет, подгадав по времени, ознакомиться с росписями древних ярославских церквей, – а то я – всё снаружи да снаружи... В искусствоведческой литературе отведено много важных слов настенной живописи Николо-Надеинской церкви; а о том, что иконостас 1751 года выполнен по рисунку основателя русского национального театра Фёдора Волкова, гласит даже доска на стене церкви.
Конечно, эти слова я прочитал не во тьме недоступного двора: когда я пришёл сюда наутро – и те и другие ворота оказались гостеприимно распахнуты.

Tags: путешествия
Subscribe

  • ТРИ МЫСЛИ

    Поэт Валерий Черешня, петербуржец – для меня образец мудрого, мыслящего человека; большая радость читать его дневниковые записи (или записные книжки…

  • КРОВАВАЯ СКАМЬЯ

    Сотрудник казачьего музея станицы Еланской, потомок уральских казаков, своей внушительной седой бородой похожий на монастырского старца, Юрий…

  • РУКА В ГИПСЕ

    И последний фрагмент из воспоминаний посла Г.А. Ивашенцева: «У русских славная история. Русским не в чем каяться перед миром. Русские не разрушали…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments