Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

ПРЕДЧУВСТВИЕ

Знаю москвичей, которые и в Турцию летали, и в Италию, и в Париж, и ещё куда-то, а в своей Москве, например, так и не собрались съездить в Коломенское и Царицыно. Так и я: который раз уже в Ярославле, и куда только здесь не ходил, а Спасо-Преображенский монастырь всё оставлял на потом. А ведь центральней места в городе не найти, и город невозможно представить без этих стен с башнями, без этой звонницы – одной из главных архитектурных примет Ярославля (её верхний ярус в виде аркады из трёх пролётов с надстроенной сверху ротондой виден с разных точек).
Точнее – в этом монастыре я уже был, в девяностые, и не помню – просто так можно было сюда гуляючи зайти, или через билетную кассу (это ведь музей!). Зато помню, что почувствовал себя как в усадебном парке: тихие аллеи среди лип, ясеней и берёз, и дивный ансамбль могучих каменных строений. А в последние годы словно что-то останавливало.
И я понял, что: какое-то безрадостное предчувствие. На монастырском дворе меня прежде всего встретил нелепый, безвкусный «памятник копейке 1612 года»; большие площади ушли под плитку, двор стал похож на часть оживлённой пешеходной улицы; от него, по сути, остался только сквозной скверик с установленными на газоне странными деревянными символами (яблоки? персики?), торжественно приподнятыми на постаментах. Далее обнаружился памятник «Клятва князя Пожарского» – эстрадно-яркое мозаичное панно, потом из травы выросли деревянные карликовые макеты старинных изб. Но самое главное – бесконечные лотки и ларьки: сувениры, пирожки, блины, напитки.
И, конечно, хождения; ни дать ни взять проходной двор.
Но по-настоящему меня удивило вот что. Обходя монастырский двор, я бросил взгляд на новенькую постройку; ею оказался туалет с объявленной платой за посещение. То есть, платный вход в «музей», и за отдельную плату – это заведение.
Уникальный монастырь, один из самых древних и почитаемых в Ярославле, стал туристическим объектом, объектом показа, бизнес-центром.
А так – всё по-прежнему прекрасно.
Tags: путешествия
Subscribe

  • НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ ЧЕХОВА

    Своё исследование «Чехов и “окрестности”» (Санкт-Петербург, Алетейя, 2018) Ирина Манкевич определяет как культурологическое прочтение…

  • КАК СЫН ЛАВОЧНИКА

    Оказывается, и так можно видеть Чехова. Русский искусствовед, критик, библиофил Эрих Голлербах (1895 – 1942); цитата найдена Андреем Василевским.…

  • СУДЬБА ЧЕХОВСКОГО ДОМА

    В 1910 году знакомый Чехова В.Тан-Богораз застал в родовом чеховском гнезде еврейскую общину: «Я посетил этот чеховский дом в один унылый осенний…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments