Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

ПОЛЮБИВШАЯСЯ ПЕСНЯ

Пишу отзыв на книгу поэта Владимира Мощенко; ему в марте исполнилось восемьдесят шесть, сейчас он занимается проблемами со здоровьем, требующими серьёзного врачебного вмешательства; очень жду, что они решатся положительно.
В предисловии Евгений Евтушенко, отмечая любовь Мощенко к джазу, называет этот вид музыки глотком свободы, сопротивлением любому тоталитаризму; и дальше такие слова: «Ведь даже такой талантливый композитор, как Дунаевский, написал бравурную песенку для детского хора – вдумайтесь! – о вредителях. От подобных сочинений были самодеятельные, но наказуемые противоядия, в том числе переходящая из уст в уста эпиграмма:

Задумывайся каждый понедельник:
Кто из родных – шпион, а кто – бездельник.

Евгений Александрович много знал, много слышал, и очень спешил обозначить свои знания в коротких мимоходных фразах; но, увы, не вся информация успевала утрясаться в его голове.
Во-первых, джаз если и притесняли в СССР, то лишь с 1948-го по 1952 год, – то есть когда его попросту запретили; а так – у нас даже был Государственный джаз СССР, созданный в 1936 году, пропагандировавший как советскую песню, так и западные сочинения.
Во-вторых: Дунаевский – «талантливый»? Да он гениальный! – его песни и мелодии знала и любила вся страна.
В-третьих – что за «бравурная» песня о вредителях?
Ничего бравурного и близко в ней нет. Это лирическая «Дальняя сторожка», она не раз звучала в передаче «Встреча с песней», созданной в 1967 году; её по сей день ведёт бессменный ведущий Виктор Татарский по «Радио России». Время от времени кто-то вспоминает об этой песне, найдите, передайте, воскресите время моей юности!
Мне с детства эта песня нравилась (благодаря «Встрече...») Говорят, в основу сюжета положен реальный случай. Но... вот недавно пришло письмо: кто-то опять попросил вспомнить полюбившуюся ему «Дальнюю сторожку». Она, конечно, была передана; но перед этим Виктор Татарский не выдержал, сказал: я понимаю, песня эта дорога людям по каким-то личным причинам, но как бы я хотел больше её никогда не слышать! – ведь в ней поётся о поисках мифических врагов...
А я-то воспринимал «Дальнюю сторожку» просто как душевную, трогательную, совсем не политическую, мне так был симпатичен этот «старик с молотком»...
Слова Евгения Долматовского (написавшего их ещё в 39-м). Исполнители – Георгий Виноградов и Детский хор Центрального Дома культуры железнодорожников, руководитель оркестра Исаак Дунаевский, послевоенная запись.
https://www.youtube.com/watch?v=vLWXjFfKA0s
Tags: ретро
Subscribe

  • НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ ЧЕХОВА

    Своё исследование «Чехов и “окрестности”» (Санкт-Петербург, Алетейя, 2018) Ирина Манкевич определяет как культурологическое прочтение…

  • АЮТА

    О реке с калмыцким названием Аюта и о родине «аютинского хлеба»:…

  • У ДРЕВНЕГО ПРОЛИВА

    Некоторые учёные именно по реке Маныч – левому притоку Дона – проводят границу между Европой и Азией (там, где сейчас Кумо-Манычская впадина, то…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments