Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

Category:

ЖАНР ИЗ ОТТЕПЕЛИ

Термин «авторская песня», кажется, придумал Высоцкий; а потом, в 1963 году, в журнале «Юность» появилась статья, где её автор, Алла Гербер, назвала тех, кто сам сочиняет и сам исполняет песни, бардами и менестрелями. Официальная пресса позже высказалась по-другому: самодеятельность.
Я не фанат авторской песни, – то есть у меня нет горячей заинтересованности вступаться за неё; но мне интересны отдельные проявления этого жанра, – отдельные песни, отдельные личности (впрочем, это касается и любых других жанров). И тем не менее странно бывает сейчас читать: мол, авторская песня – ложно-романтична, фальшива, и даже – что она отвратила людей от стихов: вместо поэзии в её самодостаточности – облегчённая подача стихов, разложенных на четыре аккорда. Тех, кто поэзию любит, от неё не отвратить; песня остаётся песней, поэзия поэзией.
Я думаю, что, как в любом жанре, есть тут свои удачи и свои неловкости. Главное не расставлять неправильно акценты.
Авторская песня возникла на пересечении традиций песен уличных, студенческих и городского романса. Ну и. конечно, русской поэзии. Почему возник такой жанр?
Объяснение простое.
Хрущёвская оттепель. Как результат – внутреннее раскрепощение человека, осознающего себя не как винтик в государственном механизме, а как личность, имеющая право на открытое выражение мысли, на слово-поступок. Потребность осмыслить свою жизнь, жизнь страны. С трибуны об этом не скажешь (цензура всё-таки не дремлет); но, к счастью, есть магнитофон. И то, что исполнялось на кухнях, у костров, в студенческих стройотрядах, вскоре стало материалом для «магнитофонной индустрии» (та же самая история и с блатными песнями). Авторская песня – противовес официальной эстрады гражданственного звучания. Средство общения. Желание говорить своим голосом. И где же тут «ложное»?
Интересно, что Окуджава и Высоцкий сразу начали с «блатного» стиля исполнения – как радикального выражения «воздуха свободы»; среди молодёжи того времени (к которой принадлежала, например, моя мама) на интеллигентских «пьянках» (то есть разного рода домашних торжествах) распевалось именно окуджавское, как наиболее демократичное: «А мы швейцару: отворите двери», «За что ж вы Ваньку-то Морозова? Ведь он ни в чем не виноват…», «Из окон корочкой несёт поджаристой…», – типичный блатняк. (В последней песне есть забавные строки: «Здесь остановки нет, а мне – пожалуйста! Шофёр автобуса – мой лучший друг»: у нас в Ростове обычное дело, когда водитель маршрутки выполняет роль такси). Кстати, Городницкий пишет, что именно Окуджава – основоположник авторской песни. От себя скажу: то «авторское», что существовало ранее – в 30-е годы и позже, всё же придерживалось стилевой «чистоты»: романс, или песня, положенная на танцевальный ритм. И ещё от себя добавлю – об Окуджаве: есть у него песни, которые я считаю шедеврами жанра: «Баллада о Лёньке Королёве», «Ах, Арбат» и «По смоленской дороге»; я их услышал в детстве в исполнении других певцов и с тех пор монотонный голос самого Окуджавы слушать не могу. Да, ещё: как пример «ложной романтики» иногда приводят песню «Возьмёмся за руки, друзья», – так это было написано ещё к спектаклю о декабристах и не имело прямого отношения к современной молодёжи.
Tags: музыка, ретро
Subscribe

  • НОВЫЕ СТРАНИЦЫ ДНЕВНИКА

    Очередная серия моих дневниковых записей, сделанных в 2013 году (петербургский журнал «Зинзивер»):…

  • СОЗЕРЦАТЕЛЬ СЛОВЕСНЫХ ЧУДЕС

    Невероятно, но появилось мини-эссе… обо мне. Там всё хорошие слова. Я на полном серьёзе ко всему этому не отношусь – но на полном серьёзе благодарен…

  • ПРОСТОЕ СЧАСТЬЕ

    Вчера вспомнил Бунина, который написал, что, может быть, счастье – это «сад осенний за сараем / И чистый воздух, льющийся в окно». А сегодня утром –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments