Category:

БОГАТЫЙ РОДНИК

В минувшем октябре на полдня снова прокатился на армянские земли.
 «Википедия» пишет, что в 1779 году Екатерина II приняла Указ,  разрешивший переселение из Крыма в Приазовье большого числа  жителей-христиан: греков – в район нынешнего Мариуполя, армян – в район  крепости св. Димитрия Ростовского. Это не совсем так. Переселение было  организовано поспешно, непродуманно. Армянам обещали берега Днепра, а  когда они туда прибыли – свободной земли не оказалось. Суровую зиму  многие не пережили: без тёплой одежды, без провианта, без крыши над  головой… Армяне просили разрешение поселиться в Екатеринославле, но  получили отказ. Тогда делегаты и старшины крымских армян отправились на  Дон – разузнать, что там и как, осмотреться на местности.
В  результате – наиболее богатая часть переселенцев основала  Нахичевань-на-Дону, бок о бок с Ростовом (сейчас это единый город –  Ростов-на-Дону), остальные – присмотрев места, напоминавшие им родной  Крым, и с обязательным родником (родник для армян святыня) – основали  пять сёл.
Так вот, одно из тех селений называется Крым; оно лежит по  обе стороны речки Озан (другое наименование – балка Хавалы), на  возвышенностях. Что в нём интересного? Церковь Аменапркич  (Всеспасителя), два старинных белёных дома из дикого камня; пантеон  Славы из розового туфа, скромный парк, созданный в 2005 году, и два  родника. Место у первого, большого, было обложено старым кирпичом в виде  длинного туннеля и выглядело заброшенным, неухоженным, подтопленным. В  туннель стекались ручьи двух разных ключевых вод, соединяясь, они по  трубе вытекали наружу. Вода из родника утоляла жажду не только жителей  села, сюда на водопой приводили колхозный скот.
У второго,  поблизости, было почище; там тоже, кажется, торчала труба. Но лет пять  назад первый – Мец-Чорвах (Большой Родник) – преобразился. Теперь здесь  бассейн для купания, вода в нём всё время обновляется благодаря  непрерывному стоку в речку Озан. Есть и детская площадка; в общем,  прекрасный уголок для отдыха!
Преобразился и второй родник – Байи-Чорвах: над ним появилась постройка из дикого камня, этим же камнем выстлан пол.
 – Если Мец-Чорвах – это «большой родник», то что значит «байи»? Малый? –  спросил я у нахичеванского армянина, знающего крымско-армянский  диалект.
– Ни в коем случае! – решительно запротестовал нахичеванец – Армяне не любят ничего «малого»! Байи – значит «богатый».
 Вроде бы всё. ответ получен. Но я стал думать: а почему богатый?  Мец-Чорвах что – не богатый? Или в Байи-Чорвахе вода вкусней и полезней?
 И когда я встретил старика-армянина, интересующегося историей донских  (то есть крымских) армян, я тут же к нему с вопросом: почему богатый?  Заодно сказал, что там высечены буквы: «Памяти основателей села Крым.  Землякам от рода Баевых».
– Вот и объяснение! – обрадовался Эдуард  Вартанович. – Эти Баевы облагородили родник, который стал называться по  их фамилии. Но я вечером ещё жену спрошу, она у меня лингвист,  занимается и армянскими диалектами.
И наутро получаю по электронке письмо от неугомонного Эдуарда Вартановича:
 «Привет, Эмиль. Вопрос о Баевых застал меня врасплох, я врубился  поверхностно и потому ответ получился перевёрнутым с ног на голову.  Поразмыслив, я пришёл к убеждению, что не родник назван именем рода  Баевых, а наоборот, их род назывался от родника. Точный перевод «байи» с  половецкого – «богатый». Так назвали родник за сотни лет до появления в  этих местах крымских армян. Очевидно, некая семья поселилась около  родника на склоне балки Хавалы (в переводе с половецкого – «заросшая»).  Далее за поколениями мужчин этой семьи закрепилось – «байи». К примеру,  Байи Никогос, или Байи Аветис и т. п. Ближе к советским годам такого  рода уличные отличительные прозвища стали фамилиями: Баев, Байев, Байян,  Баян… Извини. С уважением, Эдуард Вартанов».
Век живи – век познавай!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded