Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

УБЕЖДЕНИЕ ПОЭТА

Беседовали в конце августа с Юрием Ряшенцевым в его «старинной» (то есть с дореволюционной мебелью) квартире. Речь, конечно, вели и о ныне живущих поэтах, о стихах, об их восприятии – причём говорили вещи очевидные. О том говорили, что стихотворение вовсе не говорит нам «о чём-то», не высказывает какое-то суждение, не выражает какую-то мысль, – так же как не делают этого музыка, пение, танец, архитектура. Вот, например, поёт человек; можно слышать его голос, понимать слова песни, но при этом не иметь слуха и воспринимать песню как «человеческий голос, поющий слова». При этом можно и порассуждать – «о чём эта песня». Но песня – не сообщение о чём-то происходящем или происшедшем, она – само происходящее, которое говорит с нами на особом, художественном языке. Разбери хорошую песню по нотам, сложи ноты заново – только в несколько ином порядке, – и всё, песня пропадёт.
То же и с поэзией: хоть на нитки распусти, скажем, «Я вас любил» – ни за что не поймёшь: как это написано, в чём волшебство; ведь вроде бы таким простым языком обо всём сказано. Но почему об этом можно сказать только так и никак иначе? Почему из тех же самых ниток уже не «связать» шедевра?
«По моему убеждению, – сказал Юрий Евгеньевич, – поэзию определяет не "плохо" или "хорошо" написано, а способ соединения слов. Такой способ, при котором по выразительности стихотворения сразу узнаёшь именно определённого поэта, а не какого-то другого.
У меня так. Если я точно знаю, что хочу сказать, – я стихотворение не пишу, потому что скорее всего получится изложение. Я пишу, когда не вполне понимаю, что хочу сказать; и тогда неоформленная мысль сама приобретает более или менее ясные очертания в нужной ей форме».
…За всех пишущих, конечно, говорить невозможно, но как бы ни было, вывод всегда напрашивается один: поэзия – не в словах; она – в связи слов; рядом со словами, выше слов, больше слов. Она – те самые «очертания».. Недаром Александр Тимофеевский не устаёт повторять, что признак настоящей поэзии – это когда стихотворение не исчерпывается своим содержанием.
Tags: Ю.Ряшенцев
Subscribe

  • ДОРОГОЙ ТЕНЕЙ

    В конце января прошлого года меня встревожило таинственное стихотворение Максима Лаврентьева (сегодня. кстати, день его рождения): он, значит, до…

  • НУ ВОТ: ТЕПЕРЬ И КНИГА-СИГАРЕТА ЕСТЬ

    Наверное, все всё понимают, но почему-то делают вид, что так и должно быть. Я опять о современной критике. Вот только совсем недавно снова ворчал…

  • ПРОГУЛКИ МАКСИМА ЛАВРЕНТЬЕВА

    Максим Лаврентьев любит бродить по садам и паркам, где волшебно пахнут жёлуди и листва осыпана дождём, любит беседовать насмешливо со скульптурами,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments