Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

ПАНИН – ОТДЕЛЬНО, ВОДКА – ОТДЕЛЬНО

«Почитал стихи Панина и… словно бы пил ночь напролёт», пишет Сергей Шаргунов о сборнике «Мёртвая вода». Прекрасная реклама! То есть если захочется выпить – не нужно бежать за водкой, тратить деньги, а достаточно взять книгу Панина.

Вообще, Игорь Панин – человек с юмором: в свою книжку поместил отзывы о своих стихах, а там что ни слово, то шедевр. Взять хотя бы предисловие. «Писать увлекательные стихи гораздо труднее, чем писать красивые». Интересно, какие у Дмитрия Быкова претензии к красоте (к тому, с чем, собственно, и имеет дело поэзия)? Что такое «увлекательная» поэзия?

Несколькими строчками ниже: злоупотребление иронической дистанцией между автором и героем «превратило нашу поэзию в более или менее увлекательную, но вполне бессмысленную игру». Из чего всё-таки следует, что «увлекательной» поэзии у нас много, несмотря на то, что творится она «трудно».

Панин «даёт сегодняшнему человеку – вялому, лживому, дезориентированному – чёткие и внятные формулы для выражения неясных чувств и опасений». За что же так человеков-то? Да и вряд ли вялым, лживым и дезориентированным нужны чёткие и внятные формулы.

Вообще, не о стихах всё это... О чём-то другом, далёком от поэзии.

Вернусь к Шаргунову: поэзия декаданса «близка душе всякого нормального русского мужика». Странные представления о нормальном русском мужике…

Ладно Шаргунов. Но Быков-то сам стихи пишет. Неужто не понимает очевидного: да, Панину не нравится мир, в котором он живёт; поэт недоволен собой, ворчлив, циничен.., однако ведь писание стихов невозможно без вдохновения, они пишутся в минуты душевного подъёма; помнится, ещё Винокуров заметил: кому нужна одна боль, одна сухая тоска? Всё это составляет суть переживаемого, но творческого вдохновения – не даёт. Вместе с болью стихи несут и обезболивающее средство, энергию радости.

Я, в отличие от Быкова, чётко улавливаю «дистанцию» между автором и «лирическим героем». Вот характерные для Панина строки: «Спеша в замызганный Касимов / из муторной Рязани»… Автору доставляет удовольствие бросать эти усталые, брезгливые слова, ему нравится эта небрежность эпитетов, эта небрежность проговаривания, которая организовывается в энергичный, строгий ритмический рисунок (в конце концов поэзия – это слова, это звук и ритм, всё остальное – дело десятое, сотое). Если бы мир поэту был столь противен, Панин не счёл бы его стоящим таких разглагольствований – вдохновенных, художнических:

Но предвкушая запах чая

в закусочной, где мухи,

гостей торжественно встречая,

целуют руки, –

шлифуй послушную баранку,

насвистывай блатную хрень,

пока не въедешь спозаранку

в провинциально-хмурый день.

Быков вспомнил про «иронию», но умолчал о юморе, который как раз таки разбросан по всему сборнику. «Если стих на перо попросится, – / я зарежу его… Наверное», – вот Панин и сам сказал о том, что в минуты упадка писать не стоит!

Как бы то ни было – упорно верю в светлое будущее, когда пишущие о поэтах не будут подменять поэзию внепоэтическими, поверхностными наблюдениями.

А если захочется выпить – всё же схожу за водкой.

 

 

Tags: Игорь Панин, критика
Subscribe

  • ЧЕРЕЗ ПСКОВ

    Из Москвы мне нужно было в Гатчину – ну и, разумеется, хоть урывками побыть в Петербурге (и мне это почти не удалось). Решил, как в прошлый раз,…

  • ХУТОРОК

    Я совсем забыл написать, что в Москву в августе я рванул не из Ростова, а из станицы Вёшенской, где так хотелось побыть! Думал, хватит полутора дней,…

  • МЕСТО С НАСТРОЕНИЕМ

    «Да что в Суханове хорошего, разруха и только», – услышал я как-то о подмосковной усадьбе. Ну, во-первых, не такая уж безнадёжная разруха, и…

Comments for this post were disabled by the author