Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

ЗАЧЕМ ОРКЕСТРУ ДИРИЖЁР

Прочитал не так давно у Алексея Гомазкова – музейного работника, сочинителя, переводчика, конферансье – такую запись:
«Признаюсь: всю жизнь кручусь среди музыкантов, но до сих пор не понимаю принцип работы дирижёра.
Разумеется, дирижёр показывает оркестру не то, что сейчас есть, а то, что сейчас будет – иначе как он сможет им управлять?
Однако, если бы дирижёр производил все свои пассы с упреждением в такт-другой, музыканты непременно повредились бы рассудком от этого постоянного “три пишем два в уме”, а публика и вовсе свихнулась бы от несовпадения того, что она видит, и того, что слышит.
Таким образом, дирижёр должен разом показывать и то, что есть, и то, что предстоит – а вот как он это делает, я постичь не могу».
Хотел ответить сразу стихотворением, но нужно было его разыскать в одной из своих старых тетрадок моего юношеского времени! Только недавно вспомнил об этом своём желании, и нашёл стихотворение…
Я тогда ещё только-только выписывал те стихи, которые не только меня «зацепили» чем-то, но и которые чем-то мне казались интересными по содержанию. В числе последних были стихи Юрия Воронова – он при жизни много печатался. Сейчас я читаю их и удивляюсь: как я мог принимать этот правильный «советский» стиль, эти «правильные» прямые мысли, это навязчивое и совершенно ненужное деление каждой строки на две? Потому что платили построчно?..
С другой стороны, через стихи Воронова (а ранее – через Асадова) я постепенно пробирался к настоящей поэзии. Не думал, что будет случай кое-что вспомнить. Но вот – вспомнил! «Дирижёр» называется.

В оркестр посмотришь –
Каждый по себе
Выводит музыкальные узоры.
И кажется:
Ни скрипке, ни трубе
Не нужно
Наставлений дирижёра.

Взмах рук его –
Известный наперёд –
Как будто вне
Внимания артистов:
Одни
Не отрывают глаз от нот,
Другие наблюдают за солистом.

Но как-то
Не явился дирижёр,
А отменить концерта не сумели.
Иные
Вспоминают до сих пор,
Как мастера в тот вечер оробели.

Порою им казалось:
Плыл паркет,
Всё дальше относя их
Друг от друга.
И начал раньше времени
Кларнет:
Не от незнанья вовсе –
От испуга!
Tags: музыка, поэзия
Subscribe

  • РАНЫ ТЕЛЕСНЫЕ И ДУШЕВНЫЕ

    Мы разговаривали с Ниной Красновой об Андрее Вознесенском, которого Нина хорошо знала. И я впервые услышал о том, что среди всех стрессов, которые…

  • ВЕЛИКИЙ ЭСТРАДНИК

    Несколько стихотворений Вознесенского знаю наизусть (с десяток уж точно). Но ведь я никогда его не любил. Он меня развлекал, веселил; я шутил:…

  • ПАРК-ВОСПОМИНАНИЕ

    Сейчас это всё кажется каким-то фантастическим сном в стране, где правят злые бесы. Пустые улицы, оживлённые лишь дружинниками, которые вправе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • РАНЫ ТЕЛЕСНЫЕ И ДУШЕВНЫЕ

    Мы разговаривали с Ниной Красновой об Андрее Вознесенском, которого Нина хорошо знала. И я впервые услышал о том, что среди всех стрессов, которые…

  • ВЕЛИКИЙ ЭСТРАДНИК

    Несколько стихотворений Вознесенского знаю наизусть (с десяток уж точно). Но ведь я никогда его не любил. Он меня развлекал, веселил; я шутил:…

  • ПАРК-ВОСПОМИНАНИЕ

    Сейчас это всё кажется каким-то фантастическим сном в стране, где правят злые бесы. Пустые улицы, оживлённые лишь дружинниками, которые вправе…