Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

Category:

МНЕНИЕ О СМЕЛЯКОВЕ И ДРУГИХ

Ещё из переписки Михаила Синельникова с филологом Артёмом Баденковым; последний напоминает: я помню вы в конце 90-х, когда было распространено мнение о том, что все «советские» поэты должны быть забыты по справедливости и по гамбургскому счёту, назвали Ярослава Смелякова крупнейшим поэтом.
«Видите ли, любители поэзии того ли иного сорта закостеневают в своём установившемся суждении. Смеляков – выдающийся неосуществившийся поэт. В том смысле, что он мог написать ещё сильнее, но судьба, которая смогла не уничтожить его талант, этому помешала. Он был последним поэтом с небесным даром. И по совести сильнее всего, что было после него. И сильнее всей эмигрантской поэзии вместе взятой.
Ну и что из того, что он написал ряд краснознамённых стихов, его слово и в них многослойно...
Это по своей природе не хлеб Твардовского, который маршевой роте раздаётся и быстро съедается, это – вечный хлеб. Но он мог ещё сильнее. Не вышло.
Под небесным даром я имею в виду способность создать поэзию из ничего, средствами, которые кажутся слишком простыми. Но создающими ощущение, что стихотворение существовало всегда. Вот Лермонтов более, чем кто-либо показывает, что поэзия состоит не из слов, не находится в слове, а возникает из связи слов и парит над ними, как блуждающая душа.
Оказывается, что за этими простыми словами – нерушимая прозрачная стена. Такой, если не по объёму, то по качеству дар был у Смелякова.
По всей видимости, последнее по возрасту мощное и самобытное поколение – Павел Васильев и Смеляков.
У Павла Васильева был неистощимый запал, был могучий дар, он быстро развивался и менялся, совершенствуясь. Конечно, его убийство – катастрофа.
Всё же (как факт, а не укор) в его поэзии нет духовности, она сильна стиховой и языковой мощью, лепкой, колоритом, но характер был жестокий и безжалостный, плоть от плоти времени.
Человек он был скверный и губил людей.
Ярослав Васильевич Смеляков, который тоже не сахар, всё же был иным.
К ним присоединяют сравнительно близкого по возрасту Корнилова, которому Смеляков симпатизировал и посвятил его памяти два примечательных стихотворения. Но Корнилов намного слабее и эклектичней.
Васильев и Смеляков тоже были весьма переимчивы, но заимствованное у них переплавлялось.
В общем эти двое – большие поэты, а Корнилов – заметный, одарённый. Несколько превосходных стихотворений и кусок из одной поэмы. Тоже хорошо. И тоже жаль погубленную жизнь.
Надо иметь в виду, что в России произошла генетическая катастрофа. И крупного поэта долго не было. Пожалуй, в итоге (с добавлением массива неизданных стихов) крупный – всё же Слуцкий! На фоне прочего – Межиров с врезающимся в память стихом, прелестный лирик Владимир Соколов.
Далее – дней Евтушенковых прекрасное начало.
Но мы знаем, во что это вылилось (что всё же не отменяет этого начала, выделяющего единственного Евтушенко из всего в конце концов провалившегося поколения).
И так – до появления в Ленинграде Горбовского, Рейна, Бродского. Промелькнувший Рубцов.
Несколько позже с другой стороны – Юрий Кузнецов и ещё два-три малоизвестных автора этой окраски.
Так окончился прошлый век...»
Tags: М.Синельников, поэзия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments