Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

Categories:

ГЕНИИ ДОВОЛЬНЫ

Дочь Константина Ваншенкина Галина – живая, подвижная, с чувством юмора, – всегда готовилась к моему приходу, чтобы мы «с папой хорошо посидели и поговорили». О том, насколько мы тепло привыкли друг к другу, говорит тот факт, что встречи продолжаются по сей день (да, я написал «мы», – поскольку Константин Яковлевич и сейчас слушает нас, незримо присутствуя на наших с Галиной Константиновной душевных посиделках). С радостью я узнал, что в конце года должна выйти книга Ваншенкина, в которую войдут стихи последних двух лет его жизни - публиковавшиеся в «Знамени» и никому не известные, найденные в записной книжке. Кое-что я уже видел, – и это всё тот же Ваншенкин, которому Инна Лиснянская однажды призналась: «Я тебе завидую: мы оба пишем миниатюры, но в твоих стихах есть юмор, а в мне он недоступен...»
Я много уже писал о разных мелочах, услышанных от Константина Ваншенкина, но в разговорах с Галиной Константиновной всплывает иногда и то, что я не дал себе труда записать. Ну, например, из истории дружбы Ваншенкина с Бернесом и Окуджавой. Вот два эпизода, связанных с кино, которые Ваншенкину были рассказаны по горячим следам.
Снимаясь в фильме «Человек с ружьём», Бернес упросил второго режиссёра – Поля (Павла) Арманда написать песню – её, по мнению Бернеса, в фильме очень не хватало (Арманд любил сочинять и напевать свои сочинения в узком кругу; одно из них – песенка-вальс «Ясный месяц» – даже напела до войны на пластинку ленинградская певица Кэто Джапаридзе). Песенка «Тучи над городом встали» была готова, режиссёр Юткевич и автор сценария Погодин остались довольны, но как её вставить в фильм? – ведь музыку к нему написал Шостакович, он вряд ли допустит такое любительское вторжение в свою музыкальную канву. Однако – остался доволен и Шостакович; вопрос был решён! (Кстати, «Песенку из к-ф "Человек с ружьём"» – так она называлась на пластинке – вскоре записал и исполнитель русских и цыганских песен и романсов Вадим Козин).
Теперь об Окуджаве. Режиссёр Смирнов заказал ему песню для фильма «Белорусский вокзал». Булат приехал на студию и, до жути волнуясь, в присутствии композитора фильма – Альфреда Шнитке – сел за рояль: «Здесь птицы не поют, деревья не растут...» – и лишь к концу песни почувствовал себя свободней, – ему показалось, что о Великой Победе – очень даже хорошо: «Одна на всех, мы за ценой не постоим!»
Смирнов встал и жёстко выразил сожаление: увы, песня не получилась. «Да-да, конечно», - торопливо и робко согласился Окуджава. Но Шнитке возразил: «А мне нравится! Я её беру!»
...О чём это говорит? О том, что гении проявляют врождённую широту понимания и вкуса, – это слова самого Константина Ваншенкина. «Широта понимания и вкуса», а не – «Я такое не воспринимаю, значит это дрянь», или, если помягче: «И вам такое может нравиться??»
Tags: Ваншенкин
Subscribe

  • ТРИУМФ И УНИЖЕНИЕ

    Москвичка Елена Петрова рассказала «о триумфе одного и незаслуженном унижении другого» (так она выразилась). – Вечер в университете. Пригласили…

  • КОЕ-ЧТО

    Время от времени слышишь: «Высоцкий – это поэт!» и «Высоцкий – сплав стихов и музыки; не поэзия, но отдельный жанр, причём воспринимать песни…

  • ПРОБЕЛ В ОБРАЗОВАНИИ

    Из переписки с живущей в Италии Наталией Степановой об авторской песне. У меня возник вопрос: если Высоцкий действительно «народный певец», то как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments