Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

Categories:

ПЕВЦЫ

В Ростове-на-Дону раньше не было оперы, и в 90-е я дважды ездил в Харьков с такой же сумасшедшей подругой, как я, на спектакли Театра оперы и балета имени Николая Лысенко – «Дон Карлос» и «Борис Годунов». Приезжали мы на ночном поезде утром, до семи вечера гуляли по городу, а после спектакля, ближе к полуночи, шли на вокзал – к ночному поезду обратно. Третий раз я посетил Харьковский театр оперы и балета, когда приезжал в этот город на литературоведческую пушкинскую конференцию. До этого я с удовольствием участвовал в конференциях музыковедческих; а вот литературоведы-филологи меня серьёзно разочаровали, как разочаровывали и впоследствии. Дело вот в чём. Филологи, как правило, на своих выступлениях говорят о «текстах», только о «текстах» как таковых, не делая никаких отклонений в сопредельные сферы. Стоит филологам задать вопрос из области музыки или живописи, без которых невозможно вести полноценный разговор о литературе, без которых невозможно глубоко её понять, – те изворачиваются, отмахиваются, всячески уходя от ответа, смазывая его… А музыковеды легко затрагивают и живопись, и скульптуру, и поэзию, и философию (что, конечно, не мешает им подчас нести полную ахинею о музыке).
И вот конференция кончилась, вечером – небольшое застолье в одной из скромных аудиторий. Приятные беседы, тёплые дружеские тосты… Организатор конференции напомнила гостям, что их ждёт оперный театр, всем забронированы места, – такой вот всем в высшей степени культурный подарок; в программе – Римский-Корсаков, «Царская невеста».
Ну что сказать… Филологи они есть филологи. Им не хотелось никаких опер. Какая там музыка? – отдыхать! И кроме меня, в театр пошли трое: крупный литературовед из Москвы 77-летний Андрей Леопольдович Гришунин, кандидат искусствоведения из ростовской консерватории имени Рахманинова Наталья Бекетова и сама организатор, харьковчанка Лидия Ивановна Шубина. До театра – рукой подать: лишь пройти через темнеющий парк, по которому мирно разгуливали студенты. По дороге разговаривали мы двое: Гришунин и я, остальные слушали; тема – опера и выдающиеся исполнители. Понятное дело, мы были в несколько возбуждённом состоянии и решили вспомнить что-нибудь из музыкального наследия. А как это сделать вполголоса? – невозможно, и мы по очереди, во всю силу пользуясь всеми доступными нам голосовыми регистрами, подражая тенорам и баритонам, пели короткие вокальные партии; но я пел более-менее известный репертуар: ариозо Канио, арию Каварадоссии, каватину Князя (на всякий случай: это из опер Р.Леонкавалло «Паяцы», Дж. Пуччини «Тоска» и А.Даргомыжского «Русалка»), Андрей же Леопольдович оказался знатоком советской оперы и вытягивал партии из давно неисполняемых, сегодня прочно забытых сочинений, авторы которых – Олесь Чишко, Юлий Мейтус, Тихон Хренников… Молодёжь нас воспринимала спокойно: с лёгким удивлением оборачивалась, а какая-то пара даже посмотрела на нас с ласковой подбадривающей улыбкой. Я думаю, они нас приняли за распевающихся перед выступлением артистов: театр-то – минут пять, и вот он!
…Я сейчас нашёл Андрея Гришунина в Сети: он умер в 2006 году в возрасте 85-ти лет. Нежели уже ушли из жизни все люди, которые, являясь филологами и литературоведами, были и художественно образованными в целом? С кем можно попеть оперные арии?! Вот беда так беда!
Tags: личное, музыка
Subscribe

  • ПАРК-ВОСПОМИНАНИЕ

    Сейчас это всё кажется каким-то фантастическим сном в стране, где правят злые бесы. Пустые улицы, оживлённые лишь дружинниками, которые вправе…

  • ЛЕГЕНДАРНЫЙ РЯШЕНЦЕВ

    Долго собирался написать о новом сборнике Юрия Ряшенцева, и только вот недавно взялся за дело. Только пока я собирался, вышел следующий сборник; то…

  • ПОЛУКРУГ

    «Типичная для довоенных времён история», – так назвал рассказ пожилой жительницы хутора Донской, что в дельте Дона (ниже города Азова) Владимир…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments