Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

Category:

ВОН ИЗ БОЧКИ

Продолжу о дорогих мне встречах, без которых не обходится ни один мой приезд в столицу. Теперь – 8 мая.
С Александром Тимофеевским мы знакомы около не менее пяти лет (это ведь не так много), а впечатление, будто знали друг друга всегда. Хотя… впечатление это и фактически оправданное: если кто и не знает Тимофеевского, то Песенку Крокодила Гены знают все. Об истории её написания автор уже устал рассказывать, и коротко расскажу я. Работал он на Союзмультфильме: после «общения» с КГБ ни о какой официальной литературной деятельности и речи не могло идти.
В ходе работы над «Чебурашкой» вдруг выяснилось: нужна песенка! Эдуард Успенский – в отъезде; ему позвонили – он ответил: сейчас не могу, пусть Саша Тимофеевский напишет, он мастер экспромта. И стишок был написан – вот с таким запевом:

Пусть иногда и день осенний
Наводит скуку, сулит беду.
А мне не грустно, ведь день рожденья
Бывает только лишь раз в году.

И припев: «Пусть бегут неуклюже…»
Владимир Шаинский так же быстро сочинил музыку, и худсовет песенку принял.
Но вечером Шаинский позвонил Тимофеевскому: «Я что-то недоволен. Давай сделаем лучше!» На другой день встретились все трое – Шаинский, Тимофеевский и Роман Качанов (режиссёр фильма)… и вдруг Александр Павлович обнаружил себя запертым на кухне, а на столе – бумагу и ручку. Ну что ж, сел сочинять, – пока Качанов и Шаинский играли в шахматы. И то, что было в песенке припевом, стало запевом.
Кухня – первое место, куда мы идём разговаривать: Александр Павлович с порога объявляет, что именно мы будем есть. Такая вот добрая традиция. В его доме (а расположен он близ Арбата – и близ Храма Христа Спасителя) у меня имеется «своя» комнатка, где я не раз ночевал. Сейчас ситуация и с кухней, и с комнаткой изменилась: болеет жена Наташа, лечение долгое, и чтобы её не тревожить, мы идём общаться в ближнее кафе. Разговоры в основном только о литературе; вот как пример: прихожу я как-то – и Александр Павлович говорит: «Я вот сейчас хочу прочесть эссе Цветаевой о Пушкине, и я с ней не согласен, она упускает важные моменты…» И так далее.
Однажды Тимофеевский – полушутя, полусерьёзно – сказал мне: «Я долго пытался себе объяснить: как из пустых слов вдруг возникают прекрасные стихи? И у Пушкина я нашёл философский камень, алгоритм поэзии:

Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» – молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.

Вот именно: вышиб дно и вышел вон. Так и стихотворение: оно не должно исчерпываться своим содержанием, оно должно быть больше самого себя».
«Да, – добавил я , – потому что в противном случае поэт так и остаётся в своей тесной бочке, где не хватает воздуха».
Tags: А.Тимофеевский
Subscribe

  • ТРИ МЫСЛИ

    Поэт Валерий Черешня, петербуржец – для меня образец мудрого, мыслящего человека; большая радость читать его дневниковые записи (или записные книжки…

  • КРОВАВАЯ СКАМЬЯ

    Сотрудник казачьего музея станицы Еланской, потомок уральских казаков, своей внушительной седой бородой похожий на монастырского старца, Юрий…

  • РУКА В ГИПСЕ

    И последний фрагмент из воспоминаний посла Г.А. Ивашенцева: «У русских славная история. Русским не в чем каяться перед миром. Русские не разрушали…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments