Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

Category:

ВО СЛАВУ ГАЗЕТЫ

По поводу нобелевской премии, пожалуй, лучше всех высказался поэт Михаил Дынкин.
Но сначала – о своих впечатлениях.
Сейчас вылилось много грязи – на премию? На Светлану Алексиевич? На обеих?
Я автоматически встал на сторону Алексиевич. Нельзя обижать женщину-труженицу. При всём при том, что понимал: последние полвека многое в нобелевской премии по литературе решают главным образом не стилистические достоинства, но - тема, политическая конъюнктура, страна. То есть премия даётся в поддержку с т р а н е, а не автору. Понятно, что каждый из нас наградил бы того, кого считает достойным. Но нас ведь много, а Нобелевский комитет один. Приходится брать во внимание его соображения, уважать его мнение. Да ведь и никто не отменял такое понятие, как документальная проза. И формулировка наградивших вполне честная, конкретная, никакого лукавства!
К тому же – вот фрагмент из беседы Татьяны Бек со Светланой Алексиевич:
« – Скажи была ли у тебя потребность и были ли попытки писать прозу чисто художественную, с вымыслом?
– Зачем? Моё ухо ловит в любой беллетризации фальшь. У меня иначе устроен внутренний слух.
– Тебя давно и пристально изучают в Западной Европе. И переводят, и инсценируют. Что именно им близко в твоей прозе?
– Там совсем другое представление о документе. Паспорт – вот что для них документ. Я видела, как они работают: их документальная литература сродни журналистике. Мои книги им интересны, с одной стороны, в связи с достоверностью и близостью к реальному, с другой – психологизмом в документе. Такой традиции там нет.»
И так далее.
Я оперативно прочитал её «У войны - не женское лицо», Какой благородный, напряжённый, кропотливый труд, какие переворачивающие душу, иногда до слёз, истории! Сколько женских судеб, прошедших через страшную, поистине «священную войну»! Кто бы их, эти истории-судьбы, сохранил, не будь Алексиевич?! Кто бы таким образом восславил Великую – нашу! – Победу?
И в то же время... мои ожидания не оправдались. «У войны...» не идёт ни в какое сравнение с художественным монтажом вересаевских Пушкина и Гоголя «в жизни», это даже и не Солженицын. Это – газета. Это – газетные репортажи средней руки. Такое может сделать любой человек, с любой фамилией, – вопрос лишь в увлечённости и неукротимой работоспособности. К огромному моему сожалению, я не нахожу слов, чтобы защитить её как п и с а т е л я или хотя бы как выдающегося журналиста.
Другие образцы её документальной прозы – «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд-хэнд» – я читать не стал
И что ещё смущает: Алексиевич теперь может отныне изображать из себя значимого политического мыслителя, – а я, увы, уже слышал, что она сегодня говорит...
И вот что написал Михаил Дынкин:
«А, по-моему, Нобелевский комитет (чем бы он там ни руководствовался и, возможно, сам того не желая) на этот раз попал прямо в цель. Потому что время, в котором мы живём (с его гибридными войнами и размытыми критериями) – действительно секонд-хэнд. Потому что иного времени мы и не заслужили. Потому что все, остававшиеся прежде безымянными и безголосыми, обрели сегодня имя и голос (посредством бесчисленных селфи, диванных стратегий и монологов по случаю). Потому что цинковые мальчики лезут из прошлого и выбегают из будущего, а настоящего нет, ибо здесь, в настоящем, стремительно разрастается какой-то сплошной ухмыляющийся фейк. Потому что зазор между отживающим в таких обстоятельствах старым языком и ещё не созданным новым неизбежно заполняется языком протокола, очной ставки, газетного интервью».
Tags: литература
Subscribe

  • ВАГРАМ КЕВОРКОВ ВСПОМИНАЕТ КРАСНОДАР

    Писатель, режиссёр-постановщик, актёр, журналист Ваграм Кеворков, увидев в моём ЖЖ-дневнике шуховскую башню в Краснодаре, напислал мне замечательное…

  • ПАМЯТЬ В ТЕТРАДКЕ

    Перепечатал фрагмент из дневника жительницы донской станицы Бессергеневской; кое-что пришлось расшифровывать. В основном говорится о войне.…

  • ПОЧТИ ДВОЙНИК

    Рассказал старейший журналист Николай Андреев. «В 1971 году хоронили Твардовского. Гроб был выставлен в Центральном доме литераторов. Милиции был…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • ВАГРАМ КЕВОРКОВ ВСПОМИНАЕТ КРАСНОДАР

    Писатель, режиссёр-постановщик, актёр, журналист Ваграм Кеворков, увидев в моём ЖЖ-дневнике шуховскую башню в Краснодаре, напислал мне замечательное…

  • ПАМЯТЬ В ТЕТРАДКЕ

    Перепечатал фрагмент из дневника жительницы донской станицы Бессергеневской; кое-что пришлось расшифровывать. В основном говорится о войне.…

  • ПОЧТИ ДВОЙНИК

    Рассказал старейший журналист Николай Андреев. «В 1971 году хоронили Твардовского. Гроб был выставлен в Центральном доме литераторов. Милиции был…