Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

Categories:

ДОЧЬ ДОНСКОГО КАЗАКА

Прочитал записки художника-авангардиста Гриши Брускина (книга «Прошедшее время несовершенного вида»). Они написаны с юмором, с остринкой иронии, и всё ж – я не мог отделаться от ощущения, что в них есть нечто общедиссидентское. Впечатление такое, что вся жизнь в СССР для Брускина заключалась в столкновениях с советским идиотизмом, с абсурдом, при постоянной слежке с прослушкой телефонов и т.д. Своей книгой он словно выполнял чей-то спецзаказ: написать о том, что жить в СССР было не-воз-мож-но. Но – хороший знак: слово «совок» встречается всего раз, да и то в кавычках (люди, так любящие употреблять это слово, как правило, в том самом «совке» умственно пребывают и до сих пор).
Но жизнь в СССР – ладно; а зачем же «своих»-то ругать?
Вот он пишет о нью-йоркском ресторане «Самовар», где работала певица Женя Шевченко; «старая, толстая», она «била себя по заду бубном», «гадая, рассказывала во всех подробностях свою собственную жизнь».
Далее он передаёт слова владельца «Русского самовара»:
«Белла Ахмадулина отмечает свой день рождения. Полно народу.
Тут подваливает поддавшая Женя.
Просит внимания.
И громко объявляет, что хочет исполнить русский романс “Две розы“ в честь именинницы – великой русской поэтессы… Беллы Ахматовой (!)
Мало того. Вместо слов “…и остался… лишь momentum mori“ (тут хозяин – либо сам Гриша Брускин – проявляет неосведомлённость: правильно так: “и осталось только, как memento mori…») эта плебейка поёт “и остался… лишь момент у моря“.
Представляешь, солнышко? Эта Женя… неинтеллигентный человек… необразованная хамка… плебейка… Я подумал, на хуй она мне нужна»
Немного скрашу процитированное.
Имя исполнительницы цыганских романсов Жени Шевченко в 1970–1980-е было известно каждому серьёзному коллекционеру грамзаписей: каких-то певцов-эмигрантов у кого-то из филофонистов могло и не быть. а вот Шевченко была обязательно (всего вышло, насколько мне известно, четыре её диска). Отец Павел Фёдорович происходил из донских казаков.
Краткая биография: родилась в Киеве (по другим сведениям – в Баку) 6 марта 1927 года. В 1943-м с семьёй эмигрировала в Прагу. Жила в США, где брала уроки пения у Лидии Фёдоровны Шаляпиной (дочери прославленного баса), потом – в Париже, где пела в ресторане «Балалайка» и работала консультантом по макияжу у Жаклин Кеннеди. В 1956 году снялась в кинофильме «Анастасия» (сцена в ресторане: песня «Москва златоглавая»). В 1992-м гастролировала в России.
Помимо всего прочего, Шевченко занималась плаванием, фотографией и, как правильно написано у Брускина, гаданием на картах.
Последние годы жизни Женя Шевченко жила в Манхэттене. Не стало её 16 февраля 2009 года.
Шевченко обладала уникальным контральто, напоминающим голос легендарной певицы начала ХХ века Вари Паниной.
В Сети её записей – крохи, вот – из первого её диска – широко исполнявшаяся многими и многими таборная песня «Бирюзовые колечки» (выходила также под названиями «Дайте ходу иноходцу» и «Пасия дивэс» – это если на цыганском).

http://www.youtube.com/watch?v=lK03CwSpRAA
Tags: ретро
Subscribe

  • НЕ ТЕ «ЖУРАВЛИ»

    Дело было в Таганроге, мы присели на скамейку на набережной. Спросив – можно к вам подсесть на пять минут? – пожилой человек с нами разговорился.…

  • ВЕЛИКИЙ НАРОДНИК

    В 1988 году фирма «Мелодия» выпустила долгоиграющий диск, составленный из записей 1911 года: Великорусский оркестр Василия Андреева. По качеству…

  • ИНИЦИАТИВА ЛЮДМИЛЫ ЛЯДОВОЙ

    Сегодня день рождения Людмилы Лядовой, блестящего мелодиста; она трёх недель не дожила до своего 96-летия. Но я сейчас не о композиторском её даре, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments