Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

ОТКЛИК НА КНИЖКИ

Поэт и критик Владимир Коркунов так откликнулся во 2-м номере журнала «Дети Ра» на мои заметки:

В ряде номеров «Зинзивера» второй половины 2014 года — «Записные книжки писателя» Эмиля Сокольского, нечто среднее между традиционным писательским дневником и фейсбуковскими постами, куда, собственно, дневники постепенно и перетекают (достаточно вспомнить — из последнего — цепочку воспоминаний Сергея Чупринина). Лаконичные заметки о литературной жизни, высказывание мнения по спорным литературным ситуациям — дело не только приятное, но и ответственное. Поскольку, как и в случае с литературной критикой — а «Записные книжки писателя» в некотором смысле критика, поданная в виде коротких заметок — дневник обнажает эстетические и профессиональные качества автора; их не заретушировать за извивами верлибра или изгибами авангардной прозы. Либо есть мысль, либо ее нет. Либо есть позиция, либо она размыта в абстрактные словоформы.
Интересы Сокольского разнообразны. Классические фигуры (братья де Гонкур, Рубцов, Пришвин) перемежаются с современниками (Кушнер, Прилепин, Тавров). Разумеется, эти тексты не претендуют на объективность. Поскольку, как и в любой дневниковой прозе, отражают лишь собственное видение того или иного явления. Вот Сокольский пишет об Айги: «Всегда понимал Геннадия Айги. Его тире воспринимаю как паузы вместо ещё несотворённых — да и не н у ж н ы х слов, которые повредили бы тишине и глубине, нарушили бы тайну невыразимого, его потаенную красоту». Фраза правдива — для Эмиля Сокольского, но дискуссионна для остальных, пытающихся отыскать истину в поэзии человека, «шевелившего словами Вселенную». Что значат его тире, что скрывается за скупостью слов — возможно ли верное толкование пустоты или каждый наполняет её собственным смыслом?
Вот, например, пассаж об Ахматовой: «Блок похвалил Ахматову, оговорившись: “несмотря на то, что я никогда не перейду через Ваши “вовсе не знала”, “у самого моря”, “самый нежный, самый кроткий”, постоянные “совсем” (это вообще не Ваше, общеженское, всем женщинам этого не прощу)”. А я не могу простить Ахматовой ее пышности… (далее идут примеры стихов)». Первая реакция (а, может, и вторая-третья): да какое Вы право имеете так судить об Ахматовой? Осуждать гениев под стать лишь самим гениям! Но потом приходит понимание, что в рамках дневника, записной книжки, каждый автор сам себе и Бог, и гений. И законы в ней — свои. И правда — своя.
Tags: личное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments