Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

Category:

ПОСЛЕ ВСЕХ

В фейсбуке проходили бурные обсуждения фильма «Левиафан» Андрея Звягинцева. Сейчас, когда всё поутихло, решил посмотреть его и я. Посмотрел; не хочу встревать туда с обсуждениями, поскольку не скажу, что вправе судить о киноискусстве, и могу высказываться только на уровне дяди Васи-водопроводчика. Напишу тихо здесь.
Итак, что произвело наиболее стойкое впечатление? Цветовой серо-голубой фон, тревожный, давящий: вроде как дело идёт к рассвету – но он всё не настаёт (снимали на Кольском полуострове).
В остальном: замысел примитивен, идея тривиальна, сюжетные ходы знакомые и досадно предсказуемые. Очень раздражает подчёркнутый гиперреализм – «всё как в жизни»: жесты, выражения лиц, приглушённый говорок персонажей и всё прочее – как демонстративный отказ от профессионального «актёрства» (вообще, мной уже замечена таковая тенденция в современном кино). Смакование беспросветности; кожей чувствую, что режиссёр ощущает холодок восторга, разворачивая свой замысел, который был бы непоправимо испорчен, если бы забрезжило что-то светлое, какая-то надежда... Коль рассматривать фильм как некое обобщение, то он – ложь, ибо – обобщение («в каком мраке живёт Россия!», плюс алкогольные сцены, подчёркивающие этот мрак; да ещё – ненормативная лексика, звучащая здесь как-то уж очень гадко (что ж – «как в жизни»!); а обобщение – всегда ложь. Поистине по Мандельштаму: «В дверях уже скучает обобщение»…
И – так же, как, читая иную книгу, видно, что она написана в расчёте на премию, – смотрел я и этот фильм. Жаль, что такие одарённые люди, как Звягинцев, не свободны от «премиальных» мечтаний; другими словами – по большому счёту вообще внутренне не свободны. Весь этот фильм, при его художественных достоинствах, заключён в камеру художнической несвободы, конъюнктуры. Такие вот мысли…
Tags: кино
Subscribe

  • СМИРЕННОЕ ЗАМЕЧАНИЕ

    Начал читать роман Виктора Лихоносова, нашего современного классика, «Наш маленький Париж» (то есть Екатеринодар, Краснодар). Потому что я недавно…

  • ЖЕСТОКИЙ ПИСАТЕЛЬ

    Из интервью Татьяны Бек с Александром Мелиховым: «Конечно, я в жизни доброжелателен и всегда готов помочь… Но в целом я снисходителен к реальным…

  • СПОКОЙСТВИЕ ФОРМЫ

    «Я знаю, что многим это не понравится, – написала в Фейсбуке поэт Ирина Машинская, и добавила: – А мне нравится». И процитировала Андрея Тарковского…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • СМИРЕННОЕ ЗАМЕЧАНИЕ

    Начал читать роман Виктора Лихоносова, нашего современного классика, «Наш маленький Париж» (то есть Екатеринодар, Краснодар). Потому что я недавно…

  • ЖЕСТОКИЙ ПИСАТЕЛЬ

    Из интервью Татьяны Бек с Александром Мелиховым: «Конечно, я в жизни доброжелателен и всегда готов помочь… Но в целом я снисходителен к реальным…

  • СПОКОЙСТВИЕ ФОРМЫ

    «Я знаю, что многим это не понравится, – написала в Фейсбуке поэт Ирина Машинская, и добавила: – А мне нравится». И процитировала Андрея Тарковского…