Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

Category:

ОБМЕН ИЛИ ОБМАН?

В декабре в Ростов-на-Дону приезжала Надежда Кондакова - на презентацию книги её давно покойного мужа, уроженца донской земли Бориса Примерова. И подарила мне стихотворный сборник "Инкогнито", подписав его так: "Эмилю Сокольскому - выходя из виртуала - сердечно!" (Мы были знакомы заочно, по Интернету). Книга выглядела совсем новенькой, однако я посмотрел - 2001 год. Стал читать - и удивился: это ведь совсем не та Кондакова, которую я когда-то не много, но читал... Вот Кондакова 1973 года (почти о том же самом писала тремя годами ранее Инна Лиснянская):

Всего два-три стихотворения -
От счастья, обещаний, слёз,
От всех страстей и упоений,
Что вынести душе пришлось.

А впрочем, что ж! От жизни целой,
Страданьям жизни вопреки,
Дай бог, две строчки уцелеют! -
Вся жизнь, быть может, - две строки!

Но в подаренной мне книге - стихотворения сложные для восприятия, с отказом от знаков препинания, богато - даже излишне - инструментованные; читаешь с интеллектуальным напряжением, чувствуешь высокий эмоциональный градус, неутихающую вибрацию... Вместе с тем меня огорчила "сделанность" многих строк; на мой взгляд, автор слишком увлекается аллитерациями, перкличками звуков, и "сочиняет" строки, отвлекая меня как читателя на то, что художественному содержанию стихотоворений совершенно не нужно. Вот например: "генетический страх на кострах возведён на кастратах...", "и пока будешь ты безымянный герой / за горой за корой своего генодрева...", "обман это обмен со сменой караула...", "подошвы это швы меж будущим и прошлым / и прошва чуть видна и абрис кружевной...", и так далее и тому подобное. Зачем вся эта назойливая звукопись?
Но есть стихотворения, этим не раздажающие. Вот как пример.

эта странная жажда до всех докричаться
достучаться до чёрного зева ворот
до акации чахлой до тех домочадцев
чьи глаза не увидят и ум не поймёт

кто ты есть в этом мире жестоком и жалком
как распят на ветрах бесконечной страны
над всемирной помойкой над звёздною свалкой
словно крест невозможной величины

эта странная тяга пространства к пространству
так наверно планеты слетая с орбит
устремляются в ночь так болит постоянство
так щека у любимого ночью горит

от ревнивого взгляда бессонниц склонённых
над толпою больных неслучившихся встреч
от зелёно-тоскливого лезвия клёнов
неспособных убить но способных зажечь

тяга к дому из дома бегущему рьяно
пьяно пьющему морок распавшихся туч
за которыми небо свежо и багряно
то ли кич то ли тайно утраченный ключ

эта странная ночь между звёздною речью
и безмолвием слов утонувших в огне
где купельная злая тоска человечья
на звериную нежность сменилась во мне

Не знаю, уцелеют ли от стихов Надежды Кондаковой 2000-х две каких-нибудь строки... Будет видно.
Tags: Н.Кондакова
Subscribe

  • ВОПРОС ВРЕМЕНИ

    Рассказывал Константин Ваншенкин. «У знакомых случилась беда: сгорела дача. Причём мигом, – ничего не успели вынести. Все потрясены, удручены, и…

  • ДВА ПОСВЯЩЕНИЯ

    Вспоминает Владимир Мощенко: «Пришло на память зимнее утро в Переделкине. Тогда все были живы и здоровы (1965). Деревья в снегу были ничуть не хуже,…

  • НАКОНЕЦ ПРИЗНАЛСЯ

    Дочь Ваншенкина Галина Константиновна рассказывает мне, сколько глупостей написано о посмертном сборнике «Оксфордский блокнот», и показала журнал…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments