Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

ИЗ ПРОШЛОГО УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Очень много текста, но терять это жалко: в недрах фейсбука потом не отыскать. Я там написал: не будучи историком, знаю, что западная культура (после Петра I) проникла в Россию не напрямик, а через Украину (которая, в свою очередь, получила её через Польшу). Недаром художники-портретисты появились сначала на Украине. Да и композиторы тоже – Березовский, Бортнянский...
Произошёл интересный для меня разговор.
Петербургский поэт, историк литературы Валерий Шубинский:
«Хм. А вы сравните портреты, которые Боровиковский писал на Украине (я их видел в тамошних музеях - очень милые и наивные примитивы) с тем, что он стал писать в Петербурге. В XVIII веке Украина уже не была посредником между Европой и Россией. Наоборот, украинцы (все перечисленные вами) ехали за "большой культурой" в столицу. Вот раньше, во времена Алексея Михайловича, что-то подобное описанному Вами имело место. До, а не после Петра».
Пришлось напрячь мозги:
«В силу малой "исторической" образованности не могу вести разговор на высоком уровне, но чем же объяснить, что в XVIII в.культура там была столь высока, что характерным явлением того времени было переманивание (не знаю, верное ли слово нашёл) в Россию высокообразованных украинцев. А должности какие давали – вплоть до ректорских в вузах и даже воспитателей царской семьи. И куда из этой цепочки девать Польшу? Вот, например, в резиденции гетмана Разумовского проходили концерты симфонической музыки, ставились оперы, всё это слушал упомянутый мной Березовский, т.е. конечно, все ездят напитываться в столицу, но потенциал закладывается раньше».
В разговор вступил поэт и музыковед Игорь Вишневецкий:
«Валера, всё-таки Бортнянский, Березовский, Ведель объективно лучшее, что было в общей русско-украинской музыке XVIII века. И по совокупному значению это никак не меньше Сковороды, а, объективно говоря, и больше. В России что-то ценное помимо них в это время делали только заезжие итальянцы (Сарти), в меньшей степени русифицированные поляки (Козловский), ну и одиноко стоящий русский Евстигней Фомин. Результат работы всех их создание жанровых основ современной церковной музыки, затем русской оперы, русского светского музицирования. До них почти ничего. А Сковорода ценен глядя из XXXXI веков, в контексте же XVIII он один из воспитанных в семинарии старчиков, сочинявших стихи. Так кто их не сочинял! Феофан Прокопович сколько написал с завидным усердием. И Св. Димитрий Ростовский. Не самые последние русско-украинские писатели. Про предшествовавшие два столетия западнорусского книжного стихотворчества и упоминать как-то неудобно (я не о Полоцком, разумеется). Что не отменяет твоей и моей большой любви к Сковороде. Но контекст, контекст!»
Валерий Шубинский:
«Я совсем не специалист в истории музыки и, естественно, не знаю, что в Бортнянском и Березовском собственно малороссийского, что от полученной в Петербурге и Италии школы. Если говорить о живописи, то, конечно, Левицкий и Боровиковский стали собой уже в с Петербурге. То, что было тогда в живописи на Украине, местами очень интересно (портрет князя Долгорукого работы монаха Самуила в киевском Музее украинского искусства), но это совсем другое. Ну, а Димитрий Ростовский и проч. это допетровская традиция, заканчивающаяся Феофаном. Это конечно. Но в XVIII веке это было уже в упадке. Молодой Ломоносов в 1735 году добрался до Киева и выяснил, что в Киево-Могилянской академии не учат ничему, чему не учили бы в Спасских школах. А последние были в России уже более или менее презираемы (см. отзывы Татищева). И поразительно, что Сковорода величайшее, что эта традиция дала, ее оправдание перед вечностью, можно сказать - появился, когда всё это уже увядало».
Игорь Вишневецкий:
«Так всегда бывает. Но Сковороду мы любим не только и не столько за века восточнославянской книжности (и семинарских программ) за его плечами. О малороссийском в музыке говорить в XVIII веке трудно, да и в XIX тоже (см. отзыв крайне терпимого в национальных вопросах Римского о его ученике Лысенке, что лучше всего у него домашние вареники). Была единая империя. И самый национальный украинский композитор это, кончено, Чайковский 2-я симфония, гениальная опера "Черевички" (на безграмотное в языковом смысле либретто: там украинцы "спивають пиво"), недаром его так чтят в Киеве. Просто так получилось, что большинство ценного, нового в русской музыке в XVIII столетии зарождалось там».
Tags: В.Шубинский, Игорь Вишневецкий, музыка
Subscribe

  • МАРУСЯ В ПЕРЕВОДЕ

    Из последнего письма: «Эмиль, прости, я не могу вспомнить имени того старого румына, который подсел ко мне в Бухаресте. Он говорил, что до войны…

  • ВНОВЬ ЗА ЧТЕНИЕМ КИРИЛЛА КОВАЛЬДЖИ

    Трудно что-то новое сказать о Кирилле Ковальджи, я ведь столько о нём писал... Повторения неизбежны, но о его книге, первой посмертно изданной, кому…

  • ГЛУХАЯ ПЕСНЯ

    Музей в станице Ленинградской, который находится в здании бывшей станичной управы, в целом любопытный (предметы домашнего обихода кубанских казаков,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments