Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

ЖЁСТКИЕ ПРАВИЛА

Один критик мне признался: из десяти статей, предложенных журналу, у него принимают только одну. Другой – что ему как-то пришлось переписывать свою статью четыре раза. Герои, однако!.. А вот я – когда однажды ответили, что для их «жёсткой» рубрики моя статейка не подходит – вдруг почувствовал значительное ослабление интереса ко всякого рода журнальной политике… То есть, я понял, что не хочу подчиняться никакой политике, оборачиваться ни на какие схемы. «Жёстче» делать? – фигушки! – если, конечно, не обнаружу к тому настоятельную потребность.
Я понимаю, есть «формат», а есть отбор, стремление выбрать и представить лучшее – что вызывает лишь уважение. Но здесь – грань тонкая: с одной стороны, улучшение текста, с другой – необходимость следовать установке, «что писать и как». Ладно действуешь как сотрудник; но если свободен – зачем писать под кого-то, отказавшись быть честным перед собой? К счастью, тут-то и выявляются преимущества демократичного издания.
И вот я смотрю на некоторые статьи-рецензии. И вижу во многих случаях, в языке и в подаче, – следы «литературной» учёбы. Бесстрастность, деланная сдержанность (а как ещё передать «объективность» взгляда?), натянутые, по внешним признакам, параллели-переклички с предшественниками, «тема»... И нередко при полном отсутствии авторского лица (убери фамилию – ни за что не узнаешь, кто писал). В общем, впечатление – прочитана книга «одна из многих» и надо отдать должное.
Неужели в таком направлении и нужно двигаться?
Григорий Померанц вспоминал знакомую с детства сказку о том, как в интеллектуальных приобретениях человек теряет себя.
Рассеянный, забывчивый мальчик однажды написал вечером список: что где у него лежит: чулки, куртка и прочее; заканчивался перечень словами: «Я – на кровати». Утром, всё собрав, ищет себя, но кровать – пуста. Где «я»?
«Отчётливо помню эту картинку: малыш застыл в недоумении перед кроватью», – улыбнулся одними глазами Померанц.
Tags: критика
Subscribe

  • ФИЛОСОФИЯ ПОД ВОДКУ

    Из воспоминаний прозаика Инны Иохвидович, уроженки Харькова, о Борисе Чичибабине: «Через Харьков на Москву, из Крыма, раз в год проезжали добрые…

  • НЕВЫРАЗИМОЕ

    Встреча с Зинаидой Миркиной и Григорием Померанцем – это не только встреча конкретным летним днём 2011 года. Это – встреча нескончаемая, ежедневная.…

  • ПОЮЩИЙ СВЕТ

    В новом выпуске журнала «Этажи» – три материала, посвящённые памяти Григория Померанца и Зинаиды Миркиной. В том числе и мой. Но честное слово,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • ФИЛОСОФИЯ ПОД ВОДКУ

    Из воспоминаний прозаика Инны Иохвидович, уроженки Харькова, о Борисе Чичибабине: «Через Харьков на Москву, из Крыма, раз в год проезжали добрые…

  • НЕВЫРАЗИМОЕ

    Встреча с Зинаидой Миркиной и Григорием Померанцем – это не только встреча конкретным летним днём 2011 года. Это – встреча нескончаемая, ежедневная.…

  • ПОЮЩИЙ СВЕТ

    В новом выпуске журнала «Этажи» – три материала, посвящённые памяти Григория Померанца и Зинаиды Миркиной. В том числе и мой. Но честное слово,…