Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

НА ПОЗИЦИИ ДЕВУШКА…

У меня хорошая память на дни рождения (хотя и бывают сбои, конечно). Прочно отпечаталось «4 декабря»: я никогда не забывал посылать поздравления Соломону Хромченко, солисту Большого Театра в 1930-50-е годы, напевшему до войны на пластинки много неаполитанских, еврейских, советских песен и классических романсов («Шёл отряд по берегу, шёл издалека» разошлась по стране именно благодаря Хромченко). Его звонкий, чистый, светлый лирический тенор звучит с граммофонной пластинки 43-го года: «С берёз неслышен, невесом, слетает жёлтый лист...» (блантеровский вальс «В лесу прифронтовом»).

«Расскажите мне о поподробнее о себе», – попросил меня Соломон Маркович, когда мы устроились у обеденного стола в его квартире на Тверской. «Вот так начало разговора, – смутился я. – Какой-то птенец будет рассказывать о себе выдающемуся оперному певцу…»

Но я о другом. Хромченко показал тогда мне только что вышедший долгоиграющий диск с реставрированными записями песен военных лет, куда попал и он сам, Соломон Маркович (то есть та самая песня Блантера), и посетовал, что сочли, видимо, излишним включить «Огонёк»: «Я ведь и эту песню первым записал на пластинку!».

 Как же мне интересно было послушать тот, первый, «джазовый» вариант знаменитой песни! Да и в исполнении Соломона Хромченко!

И только когда певца не стало (а прожил он девяносто пять лет), я откопал эту пластинку. Соломон Хромченко, джаз-оркестр Александра Цфасмана, «В лесу прифронтовом» и – «Огонёк», но… не тот… Нет, слова те же: «На позиции девушка…», а вот музыка – приятная, душевная, профессионально написанная, – другая. Я посмотрел: «музыка М. Блантера». Ах, да, ведь «тот» «Огонёк» автора не имел, мелодия считалась народной…

Вот как случается. Для того, чтобы песня пошла в народ, не обязательно, оказывается, быть профессионалом. И непрофессионал умеет создавать шедевры.

Спустя много лет автора установили: никому не ведомый краснофлотец Никитенко. А недавно поэт Максим Лаврентьев привёл свидетельство тому, что истинный автор песни – его отец, композитор и дирижёр Игорь Лаврентьев.

Такие дела.

Напоследок – две ссылки, это есть в сети:

Эмиль Сокольский Светлый голос Соломона Хромченко (Relga, 2009, 10.09, №13))

Максим Лаврентьев Тайна великой песни (Литературная Россия,
20.01.2006)


Tags: Соломон Хромченко, ретро
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ВАГРАМ КЕВОРКОВ ВСПОМИНАЕТ КРАСНОДАР

    Писатель, режиссёр-постановщик, актёр, журналист Ваграм Кеворков, увидев в моём ЖЖ-дневнике шуховскую башню в Краснодаре, напислал мне замечательное…

  • ГРИГОРИЙ ПОНОМАРЕНКО ПРИГЛАШАЕТ

    Перед входом в Краснодарскую филармонию имени Григория Пономаренко восседает сам композитор с баяном. Широкое, открытое, доброе русское лицо,…

  • КОЛЛЕКЦИЯ ФЁДОРА КОВАЛЕНКО

    В Краснодаре есть чудо: художественный музей имени Фёдора Акимовича Коваленко. Крестьянский сын, Коваленко работал рассыльным в купеческом магазине,…

Comments for this post were disabled by the author