Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

ПЕСНИ ЗРЕЮТ ПО-РАЗНОМУ

Тема старая. Вот читаю: «И как бы формалисты и их последователи ни доказывали, что форма и есть содержание, день сегодняшний показывает, что версификация как содержание – это уже не поэзия» («Арион», 2011, №1).
Снова слова о словах... А что же тогда «поэзия»? Содержание без формы, или единство формы и содержания (как нас учили в школе)?
Если понимать «содержание» в его обычном смысле, то оно – видимость, а если в художественном – дух (который, кстати, не даётся подражанию, в отличие от видимости).
Что такое форма? Это то, что сохраняет предмет от распада. Чтобы сохранить то, что казалось им важным, древние облекали его в стихотворную форму (ритм, размер, рифма).
«...не знаю сам, что буду петь, но только песня зреет», – вот и Фет, вот и «бессодержательность»!
Всё-таки дело не в «форме и содержании», а в мере таланта. Поль Валери радикально определил поэзию как не мысль, но – «обожествление голоса». А что, верно. Одарённый поэт может «петь» свои «песни», лишённые видимого содержания, но в них может веять дух, – то есть они могут быть полны содержания художественного.
В общем, вопрос поставлен критиком неправильно. Не делая таких странных обобщений, нужно говорить конкретно о том, что читая журнально-стихотворную продукцию, порой не отличишь одного стихотворца от другого. Знакомые приёмы, придуманные, неживые, до соскальзывания глаза, строки...
Tags: поэзия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments