Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

РЮМКА И ВЕЧНОСТЬ

Я вот вчера пожаловался на некоторый «перебор». Но у меня не было другого выхода: ведь кроме того, что был день рождения моего друга с детства, был ещё день рождения поэта – Виктора Кагана, пришлось удвоить дозу. Иначе нехорошо получилось бы, непоэтично. Можно сказать, измена поэзии вышла бы! Моё настоящее поздравление запоздало на два дня, но – вот оно, появилось в сети, сейчас брошу ссылку. Но сначала посетую на то, что поэт в последнее время всё чаще обращается к верлибру (предпочитая всё же традиционный стих). В этом проявляется органичная потребность автора в расширении возможностей своей поэтической речи. Не все его опыты мне кажутся удачными, – особенно когда Каган прибегает к «повествовательным», «рассказывающим» верлибрам, что оборачивается в большей мере прозаическим многословием, нежели натянутым, как струна, звуком. Создается впечатление, будто поэт старается отказаться от сковывающих рамок рифмованного стиха и поговорить развёрнуто, подробно, сказав чуть больше, нежели это способно выдержать крепкое, сфокусированное стихотворение. В таких случаях я представляю поэта сидящим напротив с рюмкой: ещё есть что выпить, есть что сказать – и хочется длить и длить беседу. («Налить стакан и подвести итоги»; стакан здесь – метафора «разговора начистоту», предельная доверительность). Однако такая беседа, если исходить из природы творчества Кагана, всё-таки, по-моему, несколько иной жанр. Но что характерно, во всех верлибрах, как и в рифмованных стихотворениях, неизменно звучит неповторимая авторская интонация; звучат смысловые тембры в словах, поставленных так, что каждое – почти материально осязаемо. И ещё один признак настоящей поэзии, который, читая поэта, обойти невозможно: связь земного с небесным, проникновение за земную оболочку – в небесную глубину, чувство вечности, чувство жизни человека во Вселенной, его духовного бессмертия. Поэзия для Кагана – нить, связующая человека с небом.
В одном стихотворении может пребывать в диалоге и память, и время, и космос, и вечная тайна:

В небесной яме звёзды копошатся,
земная высь крошится под стопой,
в душе ушедшие хлопочут домочадцы,
и память вьётся млечною тропой.
………………………………………......................
а правда в зеркалах кривых двоится,
как очевидец, врёт и верит, что права.
Подходишь к зеркалу – в нём лица, лица, лица,
Что в травы опадают, как листва.

Много цитат получилось, я не очень это люблю, но – удержаться не смог:
http://zinziver.ru/publication.php?id=5029
Tags: Виктор Каган
Subscribe

  • ДВА ПОЭТА ПОД ОДНОЙ ОБЛОЖКОЙ

    В 2021 году в Москве вышла поэтическая книга двух авторов-друзей – Данила Файзова и Юрия Цветкова «Совпадение». Редакция журнала «Лиterraтура»…

  • О СМЫСЛАХ И ПРОЧЕМ

    Очередная серия моих записок в петербургском «Зинзивере». Правильное название – «Возвращение за смыслом» (в анонсе перепутали, написали машинально –…

  • НА ФОНЕ НЕВЫ

    Доказательство того, что я всё-таки был этим летом в Петербурге. Фотографировал прозаик Саша Либуркин. Фото, по-моему, чересчур красочные, это не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • ДВА ПОЭТА ПОД ОДНОЙ ОБЛОЖКОЙ

    В 2021 году в Москве вышла поэтическая книга двух авторов-друзей – Данила Файзова и Юрия Цветкова «Совпадение». Редакция журнала «Лиterraтура»…

  • О СМЫСЛАХ И ПРОЧЕМ

    Очередная серия моих записок в петербургском «Зинзивере». Правильное название – «Возвращение за смыслом» (в анонсе перепутали, написали машинально –…

  • НА ФОНЕ НЕВЫ

    Доказательство того, что я всё-таки был этим летом в Петербурге. Фотографировал прозаик Саша Либуркин. Фото, по-моему, чересчур красочные, это не…