Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

Category:

CОН ГЕРМАНА ВЛАСОВА

Вот родился Герман Власов. Что дальше?
Я думаю, поэзия этим довольна: его слова подчинены строгому ритму, слово любовно, бережно пристраивается к слову, явления природы, её детали, ощущения и чувства автора получают имя, они называются, они превращаются в согласные строки и – плывут, проходят, чаще – пролетают мимо нас, змеясь, дрожа и вздыхая. Речь поэта словно отделяется от него, растворяется в воздухе; вот пример условного авторского самоустранения:

Соврём, что умерли и нас в природе нет,
и поглядим прозрачно и умильно
на эту улицу (верней, её просвет),
на подоконник пыльный.
<…>
Осталось бережно – так поздний чай несут
в купе (не расплескать и не обжечься) –
припомнить всё: боровики в лесу,
махровые купальщиц полотенца,

железо крыш, на утренней волне
танцующие солнечные блики, –
что б не оставить мачехе-зиме
хоть небольшой улики.

Но, честно говоря, меня занесло не в ту степь, я не то процитировал, что нужно… Здесь слишком уж всё организовано, оформлено. Власов такое недолюбливает. Он предпочитает поэзию «малых букв», с отсутствием знаков препинания. Его речь течёт словно сама по себе, то есть – опять поправлюсь – летит… однако вовремя, очень вовремя останавливается. Авторская отстранённость (впечатление которой создаётся при чтении таких стихов) оказывается ложной: всё он прекрасно видит, ничего не упускает, и когда мне кажется, что, отягчённый щедротами Вакха, поэт сейчас потеряет контроль над своим полусонным бормотанием, – он открывает глаза и говорит: вот, всё, что меня переполняло, я высказал. И я, прощая ему «елабугу», «брейгеля», «ясную» (то есть Ясную Поляну), с некоторой тревогой думаю: а с какой буквы он напишет, например, «Богородица»?
Но как бы то ни было, я чётко понимаю, что его сон – не лермонтовское «забыться и заснуть»: это – забытьё в творческом воображении. А для такого сна нужно – усилие, очарование жизнью. Его сон – забвение мелкого, низменного, ничтожного, воспарение над бытовухой и суетой. А ведь только в эти минуты и рождается возвышенное, то есть – истинное.

бабушка под веткою сирени
в летнем сарафане и платке
перешла в другое измеренье
стала с тишиной накоротке

ты беглянка в глянце чёрно-белом
словно льдом охваченный ручей
не шумишь ни голосом ни телом
но блестишь из глубины вещей

а вокруг всё также без умолку
жизнь без промедленья и числа
ты однажды тёплою иголкой
в речью мою как заговор вошла

и прошила крестиком лиловым
этот лепет сонный горловой
если я к тебе иду за словом
бабочку увижу над травой

неприметный и неуловимый
танец твой свободы естество
мимо грядок мать-и-мачех мимо
и не обрывается родство

яблоня сирени куст и выше
бросив взгляд июньским и живым
ты уже над цинковою крышей
с облаком сливаясь кучевым
Tags: Герман Власов
Subscribe

  • КОГДА ДУШЕ ПРЕГРАДЫ НЕТ

    «И самый тон, и настроение наших вещей, и лексика, и даже – трудно поверить – строфика, и неприятие расхлябанности, неряшливых усечённых рифм – все…

  • ПАРК-ВОСПОМИНАНИЕ

    Сейчас это всё кажется каким-то фантастическим сном в стране, где правят злые бесы. Пустые улицы, оживлённые лишь дружинниками, которые вправе…

  • ГДЕ ПОТЕРЯЛИ КАТУАРА?

    На савёловском и киевском направлениях Московской железной дороги есть платформы «Катуар». Почему такое название? Рядом с ними находились имения…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

  • КОГДА ДУШЕ ПРЕГРАДЫ НЕТ

    «И самый тон, и настроение наших вещей, и лексика, и даже – трудно поверить – строфика, и неприятие расхлябанности, неряшливых усечённых рифм – все…

  • ПАРК-ВОСПОМИНАНИЕ

    Сейчас это всё кажется каким-то фантастическим сном в стране, где правят злые бесы. Пустые улицы, оживлённые лишь дружинниками, которые вправе…

  • ГДЕ ПОТЕРЯЛИ КАТУАРА?

    На савёловском и киевском направлениях Московской железной дороги есть платформы «Катуар». Почему такое название? Рядом с ними находились имения…