Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

Category:

ПЛОХОЙ ВКУС

Cмешные люди! Они думают, что хороший вкус существует объективно. Объективны лишь генетические различия между людьми (на уровне психики). Их много, этих различий. Отсюда и многоликость хорошего вкуса.
Мне всегда был глубинно понятен Геннадий Айги. За много лет чтения я так и не смог уяснить, зачем нужны, в противовес «классическому стиху», ничуть себя не исчерпавшему, «рассказывающие», «повествовательные» верлибры (то есть проза с лёгким «поэтическим» прикидом); зачем нужны верлибры «интеллектуальные». Такое стихотворчество я всегда считал изменой поэзии, которая в основе своей всё же музыкальна; уходит музыка – что остаётся? Вот этой «антимузыкальной» опасности избежал Айги, законно поселив верлибр в русской поэзии (увы, тем самым породив бесчисленных подражателей). Его поэзия – истинная. поскольку застрочный мир превосходит мир, живущий в строках.

мне эта сырость – за дорогой – слева
достаточна... чтоб возрождаясь в травах
сквозить и шириться – всё далее навстречу
иным шуршаниям... и только грусть бескрайняя
меня – во тьме – дробит: туманом-мною
свободно мокнуть – шелестя всё глубже
бездонным – леса – краем

Слышу: «Нет, не люблю я этих нервных тире. Цветаеву за это никогда не любила! Скачки, пропуски, – как бы скорей соединить слова друг с другом. Ну и вкус у тебя!»
Ну со вкусом ладно, молчу. Но причём тут Цветаева?
Тире здесь – не скачки и не пропуски, а паузы, длящие поэтическую мысль, молчание невыразимого, тишина, сохраняющая п р а в д у чувства (поскольку слово – всгда о к о л о смысла), его чистоту; оно создаёт пространственные отношения между словами. Или, пользуясь словами самого поэта, способ (или средство) коснуться каких-то сущностных вещей в мире.
Меня, выражаясь несколько прозаически, этот способ вполне устраивает.

дорога всё ближе поблёскивает: будто поёт и смеётся!
легка – хоть и полная – тайн
словно всё более светится светом её
Бог – долго-внезапный!.. – о пусть не споткнётся – и вновь доберётся
до брошенной деревушки!
ласточки реют – светясь
словно воздушная – всё ближе над полем
веет – теперь уже чем-то «домашняя»
дорога – как шёпот!
как чьё-то дыхание
в дверь

(Я привёл образцы белого стиха с ритмическими перебивами, очень характерного для Айги).
Tags: Айги
Subscribe

  • МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ

    Пора уже заканчивать про Белозерск. Чудесные три дня я в нём провёл в отрыве от доброго вологодского общества, каждое утро просыпался от скрипа…

  • СЫНЫ БЕЛОЗЕРСКА

    Напротив поляны с двумя церквями – Успения и Богоявления – через дорогу, на углу, за сетчатой оградой стоит неприметный, ветхого вида деревянный…

  • СУРОВАЯ СВЯТЫНЯ

    Заказчиками этого грандиозного храма, который поставлен на самом высоком месте Белозерска в 1553 году, были прихожане. Богато жил город! Сравнить с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ

    Пора уже заканчивать про Белозерск. Чудесные три дня я в нём провёл в отрыве от доброго вологодского общества, каждое утро просыпался от скрипа…

  • СЫНЫ БЕЛОЗЕРСКА

    Напротив поляны с двумя церквями – Успения и Богоявления – через дорогу, на углу, за сетчатой оградой стоит неприметный, ветхого вида деревянный…

  • СУРОВАЯ СВЯТЫНЯ

    Заказчиками этого грандиозного храма, который поставлен на самом высоком месте Белозерска в 1553 году, были прихожане. Богато жил город! Сравнить с…