Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

ПРАВИЛЬНАЯ ТЕТРАДЬ

Василий Белов убеждал непослушного Шукшина: рассказ есть рассказ, и публицистика есть публицистика, а все эти «документальные рассказы», а заодно и всякие «копилки» наблюдений и мыслей, – от спешки, от лени, от недостатка таланта. Самое смешное в споре двух писателей то, что спустя время Белов собрал воедино свои блокнотные записи и напечатал их под названием «Записки на ходу».
Я всё же думаю, что Белов в чём-то и прав… Зачастую те заметки «для себя», которые пишутся без демонстративного расчёта на будущее художественное произведение, и есть самые интересные. Примеры – Розанов (не он ли невольно завёл эту «моду»?), Самойлов, дневники Пришвина, «Вятская тетрадь» Владимира Крупина (вообще-то «главный православный писатель России» давно уже, кажется, ничего не сочиняет, считая, что всё придуманное – от нечистой силы), и тому подобное. А то, что творилось для Вечности, неизбежно носит нескрываемый отпечаток заботливой литературности, пример – «Камешки на ладони» Владимира Солоухина (из тетрадных записей); каждой строкой автор говорит: читайте это продуманное, цельное художественное произведение мыслящего человека!
Конечно, в нём есть ценные замечания, пересказ поучительных историй, ситуаций. Кое-что я взял на заметку, но перечитывать книгу не буду: слишком «правильным» языком написана!
Вот один из «камешков»:
«Два интеллигента спорили, какой бывает снег. Один говорил, что бывает и синий. Другой доказывал, что синий цвет – это чепуха, выдумка импрессионистов, декадентов, что снег и есть снег, белый, как… снег.
В этом же доме жил Репин. Пошли к нему разрешить спор. Репин не любил, когда его отрывали от работы. Сердито он крикнул:
– Ну чего вам?
– Какой бывает снег?
– Только не белый! – и захлопнул дверь».
Здесь мне нравится только момент разрешения спора. Но внушает сомнение первая часть. Эти интеллигенты – не только не художники (такой спор между художниками невозможен), но ещё и люди, ни фига не смыслящие в художественном творчестве. Я думаю, что для «литературного произведения» можно было бы придумать какой-то иной ход, нежели бессмысленный, неинтересный спор не понимающих, о чём спорят.
Tags: Владимир Солоухин, литература
Subscribe

  • ДУРНОЙ ТОН

    – Как только захочется тебе возразить кому-то, – строго сказал мне Юрий Кувалдин, – так вспомни о том, что ты воспитанный человек, которому известно,…

  • РАВНОДУШИЕ КАК РАВНОВЕСИЕ

    Юрий Кувалдин, словно забыв о моем присутствии, остановился и долго смотрел на пруд: сначала мне показалось, что сосредоточенно, но потом я уловил в…

  • ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД

    Из дневника Юрия Кувалдина; запись от 25 сентября 2019 года. «Как надо приходить в редакцию? Лучше всего с вяленым лещом и бутылью домашнего,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments