Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

АВТОРИТЕТ, И ВСЁ ТУТ

Однажды на «филологической» конференции я не удержался от вопроса, услышав очередной странный пассаж. Молодой, но уже довольно солидный и степенный кандидат наук с типично славянским лицом, несмотря на фамилию Шульц, сочувственно цитировал раннего Бахтина, недовольного тем, что Чайковский своей оперой «Евгений Онегин» предельно снизил художественный замысел Пушкина, превратив его в мелодраму. Если Бахтину я мог простить грехи молодости, то глубокомысленного Шульца, прилипшего к великому поэту и с чужого голоса пинающего Петра Ильича, я стерпеть не смог. Взяв слово, я постарался прояснить ситуацию: уважаемый докладчик, заметьте, что и пушкинский «Евгений Онегин», и «Евгений Онегин» Чайковского – несомненные шедевры; из чего следует, что, рассматривая разные сферы искусства, нужно и произведения судить по законам этих сфер. Роман в стихах и опера – по сути своей, по своим исходным задачам не есть одно и то же. Так же, к примеру, литературоведческий анализ гофманского «Щелкунчика» неприменим к одноимённому балету.
– Не думаете ли вы, что в этом пункте Бахтин несколько увлёкся?
Шульц хранил важную неуязвимость. Его ответ был краток и достоин настоящего филолога:
– Я полагаю, – он важно поправил галстук, – что Бахтин прав!
Tags: литература, музыка
Subscribe

  • СЧАСТЬЕ БЫТЬ ПОЭТОМ

    Филолог, литературовед литературе однажды призналась: бывают ситуации, когда в университете случаются лёгкие недолгие торжества, но она не имеет…

  • ИХ ПРИВЫЧКИ

    К вопросу о вкусах. Этот диалог, если я не ошибаюсь, приводил Бенедикт Сарнов. Давид Самойлов, которому казалось, что Борис Слуцкий насиловал свои…

  • СЧАСТЬЕ СЕРЬЁЗНОСТИ

    Ещё летом прочитал толстую книгу Давида Самойлова «Счастье ремесла» (Москва, 2010), но сразу, по свежим следам, ничего не написал о…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments