Эмиль Сокольский (emil_sokolskij) wrote,
Эмиль Сокольский
emil_sokolskij

Categories:

ОПЯТЬ В СУХАНОВЕ

В Москве мне удалось побыть всего три августовских дня, и в один из них я решил съездить в усадьбу Суханово, которой с начала XVIII века и до самой революции владели Волконские. Главной персоной в этом семействе был князь Пётр Михайлович, близкий к царям Александру и Николаю и удостоенный наград, чинов и титулов. При Николае Волконский служил министром двора, занимаясь строительством в царских владениях, и потому знал выдающихся архитекторов того времени. Для сухановской усадьбы работали Жилярди, Росси, Стасов, Менелас… Не все проекты воплотились, и многое утрачено.
Добраться до Суханова просто: от Павелецкого вокзала пригородным до станции Расторгуево и далее автобусом; там близко. Несмотря на подзапущенность парка и некоторых усадебных строений, порядок там какой-никакой поддерживается – поскольку действует Дом творчества архитекторов. Вольная парковая планировка сразу обещает неожиданные встречи с архитектурной стариной. После ряда служебных корпусов в стиле псевдоготики (стрельчатые окна, зубчики, башенки) и выполненных в классическом духе «домов для приезжающих» – немного в стороне возникает главный барский дом-дворец, уверенно демонстрирующий свою полуротонду. Если обойти его со стороны паркового обрыва, который клонится к пруду, он предстанет куда более важным и строгим: за эти качества отвечают высокий пятиколонный портал и открытый балкон под мощным фронтоном.
Дом впечатляет, но сказать о нём «шедевр» – вряд ли возможно: заметны следы перестроек (например, полуротонда на фоне общего гармоничного силуэта выглядит вызывающе, и бывший флигель как-то противоестественно жмётся справа, хотя должен быть либо отделён, либо не иметь второго этажа). Зато истинный шедевр – другое здание на краю того же обрыва: мавзолей Волконских. Круглый, с шестиколонным портиком, маленьким фронтоном и белокаменной «короной», опоясывающей приниженный барабан, он остался цельным, неприкосновенным; я отнёс его к раннему русскому ампиру (мавзолей напоминает Скорбященскую церковь на Большой Ордынке), но потом узнал, что время постройки – 1813 год; и по сей день удивляюсь, как такое могло быть. А две крытые галереи (совершенно не отвечающие назначению мавзолея), конечно, пристроены позже
И чуть в стороне, в кленовой тени – грустящая «Девушка с разбитым кувшином» (повторение работы П. Соколова в Царском Селе). Глядя на совершенство её форм, я вдруг тоже загрустил за компанию, подумав: как всё бренно в нашей жизни, как скоротечна красота, и сохранить её на века может лишь, например, вот эта чудесная девушка…

К сожалению, фото расплывчатые: чтобы их разместить, приходится уменьшать размер, от этого страдает качество.













Tags: путешествия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ВИЛЛА АЙНОЛА

    Дом, который я искал, называется «Вилла Айнола». Действительно, здесь изначально была усадьба, её построил по своему проекту фабричный архитектор…

  • АЙЛА

    Так где же этот деревянный дом с колоннами, уникальный для Карельского перешейка, где привычней видеть северный модерн, а не классицизм? Я знал, что…

  • РАЙМОНДА

    Вдоль берега Финского залива бежит извилистое, неширокое Приморское шоссе, и вот где-то рядом с ним, в сосновой роще, в черте Зеленогорска слегка…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments