Previous Entry Share Next Entry
СЕТОВАНИЕ
emil
emil_sokolskij
– Такое ощущение, – сожалел поэт Андрей Тавров, – что праздник Пасхи вывернул себя наизнанку: вместо внутреннего – внешнее, вместо сверхъестественной жизни – картинки, еда и краска...

  • 1
Но зато сохранился, только ради праздничной атмосферы, помню, родители и возились, религиозными не были. Но в привычный антураж не трудно поместить исчезнувший смысл, а раскрутить новую традицию, ой непросто, может не одно поколение понадобиться.

Я думаю, в этом "сетовании" Тавров учитывал то, что времена изменились, времена воинствующего атеизма прошли, но люди, о которых он говорит, не прониклись глубоким смыслом праздника: не сказка, не фантастика о воскресении, а духовное событие. Вообще, чудо - это не то, что поражает воображение, а то, что преображает дух. Религиозные тексты во многом иносказательные, в них нельзя читать только буквы Воскресение Христа - не оживление и не взлёт на небо; оно означает, что Христос открылся нашему сердцу, что мы узнали его как нашего Спасителя, что он воскрес в нас и поэтому живёт в мире. И что мы своими плохими поступками, завистью, себялюбием, своеволием, злобой, осуждением, самооправданием и пр. и пр. лишь продолжаем его распинать. В праздник Пасхи на службе можно видеть, как люди друг к другу внимательны, предупредительны, как радуются от всей души, но чему? - Новому году или какому-нибудь другому "нормальному", понятному празднику? Нет, Воскресению. И пусть завтра человек будет таким же, как и вчера, но в этот день перед ним что-то хотя бы приоткрывается, - что-то доброе, любовное, т.е. настоящее, чистое, незамусоренное¸ т.е. его "внутренне небо". Я думаю, именно об этом была речь.

Я тут со своей алгеброй

поняла, о чем он. Просто добавляю от себя, что - кто предался вере, тот, да, вкладывает свой религиозный смысл. Но массовость сохранилась (и продолжает сохраняться) благодаря тем самым, подвергнутым сетованию, традициям, взявшим из праздника только красивую оболочку. Иначе это было бы событие сугубо духовное, но знакомое лишь узкому кругу причастных и неофитам воцерковления осталось бы меньше заметных ориентиров.

Что я вижу на богослужениях - удивительную предупредительность людей друг к другу, даже смиренность. Они друг к другу внимательны, предупредительны, как радуются от всей души, но чему? - Новому году или какому-нибудь другому "нормальному", понятному празднику? Нет, Воскресению. И пусть завтра человек будет таким же, как и вчера, но в этот день перед ним что-то хотя бы приоткрывается, - что-то доброе, любовное, т.е. настоящее, чистое, незамусоренное¸ т.е. его "внутренне небо"; и это чувствуют даже неверующие, - т.е это чувство сильнее их неверия.

Re: Но главное!

Хорошо, если есть места, где это так.
Не толкаются суетясь с корзинками для освящения, не спешат, не толпятся, за внешним теряя внутреннее, для чего это все проводится.
Наверное от состава населения зависит. Где люди воспитанные, то и ведут себя прилично на массовых мероприятиях.

Да и в городе (сужу по Ростову) не так как раньше: ушло представление о празднике как о зрелище, не пьют пиво у церкви, не толкаются... Что-то изменилось...

Re: всё-таки!

Хорошо.

  • 1
?

Log in